От оперы до базара

«Золотая маска – 2008» отметилась худшей за многие годы церемонией награждения и неравноценными решениями жюри. К музыкальному вердикту серьезных вопросов мало, к драматическому – больше
С.Петров

Музыкальная половина жюри под председательством композитора Леонида Десятникова назвала лучшим спектаклем франко-российский проект Театра им. Станиславского и Немировича-Данченко «Пеллеас и Мелизанда». Оперу Дебюсси провел всемирно известный Марк Минковский, которого и признали лучшим дирижером. Между тем всего на полбалла от французского коллеги отстал Теодор Курентзис, и это было отмечено специальным призом жюри «за прорыв в аутентичном исполнительстве» («Свадьба Фигаро» Моцарта Новосибирского театра).

Со спектаклем-победителем плотно конкурировал «Евгений Онегин» – спектакль Большого театра. Это наш ответ французам, и осенью он отправится на парижские гастроли. Как лучший режиссер был награжден его постановщик – Дмитрий Черняков, тогда как «Маска» лучшего художника досталась Зиновию Марголину, оформившему «Енуфу» Яначека в Мариинском театре.

Победу петербургской певицы Ларисы Гоголевской предрекали все – из ее двух ролей выбрали Электру. Чем перепел соперников тенор Ахмед Агади, неизвестно: татарскую оперу с его участием в Москву привезти не смогли.

Решая судьбу балетно-танцевальных «Масок», жюри лихо открутило время назад. На его часах застопорились 90-е: спецприз достался хореографу Алле Сигаловой, которая была одним из первопроходцев российского современного танца. Тогда же петербургский хореограф-реконструктор Сергей Вихарев привил русскому балету интерес к собственной истории – и сегодня его реконструкция «Пробуждение Флоры» получила целых две «Маски». Среди танцовщиков отмечен Юрий Смекалов (Тригорин в «Чайке») – образцовый исполнитель Бориса Эйфмана: эффектный и темпераментный, но лишенный изысканности и стильности. Почувствовать пульс времени жюри заставила только Наталья Осипова (Большой театр) – ее победный танец в спектакле «В комнате наверху» был признан лучшим.

И еще одной награды пришлось ждать несколько сезонов – лидер «Провинциальных танцев» из Екатеринбурга Татьяна Баганова, неоднократно отмечавшаяся как хореограф, наконец может разделить награду со всей своей труппой за спектакль «После вовлеченности. Диптих. Часть 2».

В решениях драматического жюри под руководством тонкого шекспироведа Алексея Бартошевича видно понятное стремление не забыть никого. Если «Маска» за женскую роль уходит к Ирине Пеговой («Рассказ о счастливой Москве» в Театре Табакова), то судьи достают из шляпы спецприз и дарят его четырем актрисам Мастерской Фоменко: Ксении и Полине Кутеповым, Мадлен Джабраиловой и Галине Кашковской («Самое важное» Евгения Каменьковича). Если лучшим спектаклем большой формы называется «Жизнь и судьба» Льва Додина, то второй спецприз со справедливой формулировкой «за возрождение Александринского театра» вручается Валерию Фокину, чей «Живой труп» остался ни с чем. Константина Райкина находит награда за мужскую роль («Король Лир»). Дмитрия Крымова («Демон. Вид сверху» в Школе драматического искусства) – приз «Эксперимент» (бывшая «Новация»). «Иванам» Андрея Могучего отдается «Маска» за грандиозную сценографию Александра Шишкина (плюс премия критики – но тут жюри уже ни при чем). А «Рассказ о счастливой Москве» вдогонку к актерскому призу получает режиссерский (Миндаугас Карбаускис).

И только одна деталь убивает весь смысл умело разложенного пасьянса: лучшим спектаклем малой формы назначается магнитогорская «Гроза» Льва Эренбурга, напоминающая развозной базар, в котором вместо пряников и самоваров бойко торгуют репризами. В малой форме у жюри был как никогда богатый выбор; выбрали худшее – спектакль, который изо всех сил расстилается перед публикой, и других задач у него нет. Казалось бы, у профессионалов к таким фокусам должен быть стойкий иммунитет. А вот же: и они базар любят.