Выбор как в Москве

В 2007 г. в Нижнем построили так много торговых центров, что город в два раза превысил общероссийский норматив обеспеченности торговыми площадями. Теперь по этому показателю Нижний лишь немного уступает Москве
А.Белоусов

Начальник отдела нижегородского филиала компании «Брокеркредитсервис» Михаил Мартынов предполагает, что торговый оборот продуктов питания будет расти по 19% в год до 2012 г., в непродуктовом товарообороте рост будет меньше (например, в розничной торговле бытовой техникой ожидается 8–10% ежегодного прироста). Товарооборот в Нижнем растет быстрее, чем в среднем по городам-миллионникам (18,7%), добавляет Сергей Фильченков из «Финама», и выше темпов прошлых лет. Но надо учитывать, что вместе с ним в 2007 г. возросла и инфляция, напоминает Фильченков. По данным Росстата, в 2007 г. она составила в Нижегородской области 16,1% (прогноз был – 9,2%).

Продажи в метрах. 2810

магазинов работает в Нижнем Новгороде, по данным на 1 января 2008 г.

745

тысяч кв. м составляет общая площадь нижегородских торговых точек, из них 497 000 кв. м занимает непродовольственная торговля. Источник: мэрия Нижнего Новгорода

Оборот розничной торговли в Нижнем Новгороде в 2007 г. составил 159 млрд руб., увеличившись по сравнению с 2006 г. на 20,5% с учетом инфляции, сообщает сайт мэрии. До сих пор, по данным городских властей, он рос меньшими темпами: в 2005 г. – на 10,1%, в 2006 г. – на 14,1%.

Российский норматив обеспеченности торговыми площадями – 280 кв. м на 1000 жителей, Нижний достиг 579,5 кв. м, подсчитали специалисты мэрии. Цифры превзошли ожидания чиновников. По словам замдиректора департамента экономики Нижнего Новгорода Владимира Белявского, рост прогнозировался на 8–9% меньше, всплеск дал пуск большого количества торговых площадей.

За 2007 г. торговая сеть города увеличилась на 252 предприятия торговой площадью 112 900 кв. м (за 2006 г. – 216 площадью 73 000 кв. м). Было заново построено 50 предприятий торговли площадью 86 800 кв. м (в 2006 г. – 52 площадью 63 000 кв. м).

В числе крупных магазинов, открывшихся в 2007 г., городские власти называют торгцентр «21 век» в Автозаводском районе, гипермаркет «Перекресток» и торговый комплекс «Лента» в Канавинском районе, пристройку к центру «Новая эра» и супермаркет «Суперстрой» в Московском районе, вторую очередь торгово-развлекательного центра «Фантастика» и «Ленту» в Нижегородском районе, центр «Гагаринский» и гипермаркет мебели «Открытый материк» в Приокском районе.

Представитель компании «Лента» Алексей Орлов отмечает, что обороты нижегородских комплексов соответствуют прогнозам, рассчитанным с учетом плотной конкурентной ситуации в городе. По прогнозам «Ленты», среднемесячные продажи в Нижнем за 2008 г. должны более чем удвоиться за счет роста числа постоянных покупателей и укрепления связей с местными товаропроизводителями.

Товарооборот пяти нижегородских детских магазинов «Мама + я» в 2007 г. вырос на 27%, сообщил гендиректор сети Марат Закеров. Такая динамика в Нижнем сохранится у компании в ближайшие несколько лет, прогнозирует он. Увеличение выручки Закеров объяснил переходом покупателей с открытых рынков в более цивилизованные магазины и ростом благосостояния нижегородцев.

В сети «Эльдорадо» в Нижнем товарооборот в 2007 г. увеличился на 55%, это сопоставимо с прошлыми годами, говорит PR-директор компании Илья Новохатский. В 2007 г. в Нижнем компания открыла два магазина и три салона сотовой связи. По его словам, в ассортименте увеличилась доля товаров хайтека (ноутбуки, мобильные телефоны, MP3-плейеры), которые дают основной рост.

Обеспеченность нижегородцев торговыми площадями (579,5 кв. м на 1000 жителей) Фильченков называет выше средней по России и приближенной к московскому показателю – 600 кв. м. Дальше рост постепенно замедлится, полагает он, поскольку достигнуты среднеевропейские цифры. А уровень в 1000 кв. м на 1000 человек достигнут только крупнейшими торгово-туристическими центрами (Париж, Лондон), говорит эксперт. Руководитель отдела оценки недвижимости Института проблем предпринимательства Алексей Шаскольский полагает, что в ближайшие пять лет население начнет активнее тратить деньги на образование, здравоохранение, страхование в ущерб покупкам в торгцентрах.