«Яву» явскую с понтом куря

Лауреатом ежегодной премии «Поэт» и обладателем денежного приза в $50 000 стал Тимур Кибиров. Давно пора

На имени Тимура Кибирова сошлись 12 членов Попечительского совета – известные филологи, критики, а также поэты-лауреаты трех прошлых лет: Александр Кушнер, Олеся Николаева и Олег Чухонцев. Что очень приятно. И в то же время естественно. Ну а кто, собственно, еще? Учитывая, что Чухонцева, например, уже наградили.

Тимур Кибиров – лирик, голос которого широко зазвучал в конце 1980-х, когда поэту было чуть за 30. Его любимым поэтическим занятием долгие годы оставалось погребение советской эпохи – со всеми ее цветами, запахами и «общими местами». «Чуешь? чуешь, чем пахнет? – Я чую, / Чую, Господи, нос не зажму – / «Беломором», Сучаном, Вилюем, / Домом отдыха в синем Крыму!.. / Свежеглаженным галстуком алым, / Звонким штандыром на пустыре, / И вокзалом, и актовым залом, / И сиренью у нас на дворе!»

Он протащил в поэзию не только галстуки, но и «неподмытый общаговский блуд», колбасу, «портвешок», воспевая и кляня все это рыдающими некрасовскими трехсложниками, воздушным пушкинским четырехстопным ямбом, цитируя всю русскую поэтическую традицию сразу, а попутно словно твердя: никакой такой традиции больше нет. Пока однажды не обнаружилось: нет и той эпохи. Даже все ее запахи выветрились. Это было испытание страшное, причем для всех художников соцарта, к которым Кибиров тоже, в общем, принадлежал. Но и спасительное. Потому что художник обязан меняться.

Кибиров не то чтобы вышел из этой битвы полным и счастливым победителем. В его последней книге (см. «Ведомости» от 31.03.2008), пожалуй, нет прежнего бешеного задора и свежести, а раздражения на пошлость и чуждость народившегося, нового, но уже ни в чем не родного мира хоть отбавляй. Ну так что же? Еще одним фирменным качеством лирического героя Кибирова было непоказное мужество. Готовность стоять и петь так, как получается сейчас и здесь, зато петь и не сдаваться.

И поэтому правильно, что наградили именно Кибирова. Как и то, что он – даст Бог – не последний в ряду лауреатов. Член правления РАО «ЕЭС России» (финансирующего премию) Леонид Гозман заверил, что после реорганизации РАО премия «Поэт» останется.