Иностранные инвестиции: Избежать крайности


Жесткий контроль над стратегическими областями экономики и особенно над эффективностью использования недр – черта сильного государства. Сейчас, когда прочные позиции российского государства в этой области восстановлены, важно избежать другой крайности и не отпугнуть иностранных инвесторов.

Вчера Совет Федерации одобрил закон «О порядке осуществления иностранных инвестиций в хозяйственные общества, имеющие стратегическое значение для обеспечения обороны страны и безопасности государства», который за год, прошедший после принятия его в первом чтении, был сильно изменен. Госдума приняла новую редакцию закона практически без обсуждения. Я голосовал против одобрения этого документа. Обосную свою позицию.

Если доля в «хозяйственном обществе, имеющем стратегическое значение», которую стремится приобрести иностранный инвестор, выше установленного этим законом ограничения, сделка должна будет пройти специальное согласование. Для детальной регламентации этой процедуры закон предполагает принятие пяти нормативных правовых актов правительства и создание уполномоченного им органа по контролю за иностранными инвестициями. Эти отсылочные нормы обязательно вызовут трудности в практике применения закона.

Кроме того, данный закон, как и одобренный вместе с ним закон о внесении изменений в ряд других законодательных актов, содержит оценочные понятия, требующие дополнительного толкования, что создает возможность усмотрения чиновников, а значит, формирует условия для злоупотреблений. Отмечу, что антикоррупционную экспертизу закон не проходил.

Одной из согласующих организаций по новому закону должна быть ФСБ. Органы ФСБ должны будут определить, не создает ли сделка со стратегической компанией угрозы обороне страны и безопасности государства, и сообщить результат уполномоченному органу. Однако содержание понятия угрозы обороне страны и безопасности государства, определяемое ст. 3 закона как совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и (или) государства, на мой взгляд, не раскрыто. В связи с этим возникает вопрос о критериях, которыми будут руководствоваться органы безопасности при определении опасности и угрозы интересам государства. Кроме того, вряд ли органы безопасности располагают достаточным числом специалистов для квалифицированного проведения указанных в законе проверок. Привлечение экспертов потребует дополнительных расходов бюджета. Нечеткость формулировок закона, на мой взгляд, позволит применять его избирательно по усмотрению чиновников. А это приведет к замене конкуренции на рынке договоренностями с органами власти.

Не исключено, что вступление в силу этого закона приведет к появлению нового вида взяток, которые будут вынуждены давать за согласование обычных сделок компании с иностранным участием, давно и успешно работающие на российском рынке. Не станет ли он новым инструментом в руках рейдеров?

Все эти обстоятельства побудили меня голосовать против одобрения закона. Кроме того, зная реальную ситуацию в газодобывающей отрасли, я предвижу негативные последствия действия положений закона в этой сфере.

Сейчас происходит реальное падение добычи газа, и не секрет, что это связано с истощением разрабатываемых месторождений. Надо иметь в виду, что прирост запасов в большей степени обеспечивается не геолого-разведочными работами, а коэффициентом извлечения. При условии применения современных технологий извлечение газа из трудных скважин может оставаться эффективным.

Вместе с тем в условиях высокого спроса на углеводороды и истощения их запасов на материке необходимо осваивать и разрабатывать новые месторождения на шельфе, а все они трудные и удаленные. Тяжелые условия добычи на шельфе отражаются на ее себестоимости, которая может в 20–30 раз превышать обычную. Эффективность добычи газа на шельфе может быть достигнута при условии использования специального опыта и высоких технологий, которыми мы пока в должной степени не обладаем. Поэтому России необходимы иностранные соинвесторы для участия в совместных проектах разработки шельфовых месторождений, и начинать их освоение нужно сейчас. Закон о стратегических организациях и изменения, внесенные в закон «О недрах», серьезно затрудняют реализацию таких проектов.

Уже сейчас ситуация в топливно-энергетическом секторе страны характеризуется неуверенностью иностранных инвесторов, которые вытесняются из крупнейших проектов и замещаются государственными агентами в лице «Газпрома», «Роснефти» и проч.

Реальность такова, что рост экономики России, а также развитие ее новейших отраслей обеспечивается нефтегазовыми доходами. Только налог на добычу полезных ископаемых обеспечивает половину доходов бюджета. Неразумно резать курицу, которая несет золотые яйца. Снижение эффективности добычи нефти и газа, несомненно, приведет к ухудшению общей экономической ситуации в стране. Поэтому так важно привлечение денег и технологий в эту сферу путем создания нормальных условий для работы в ней иностранных компаний.