Лес выгоняют из порта

За I квартал 2008 г. грузооборот Большого порта Санкт-Петербург вырос на 5,8% по сравнению с I кварталом 2007 г. до 13,4 млн т

Наибольший прирост обеспечили контейнерные грузы – по данным администрации порта, за I квартал стивидоры перевалили 4,6 млн т, на 16% больше, чем в прошлом году. Росли также навалочные грузы – перевалка руды увеличилась на 2,2% до 388 200 т, химических удобрений – на 13% до 1,4 млн т. При этом стивидоры перегрузили на 33% меньше черных металлов и на 31% меньше леса – 660 000 т и 467 500 т соответственно.

До сих пор в петербургском порту было две основных площадки для перевалки леса – «Петролеспорт» (ПЛП) и Третья стивидорная компания, входящая в группу «Морской порт Санкт-Петербург». ПЛП в I квартале сократил перевалку леса на 8,4%, сообщил представитель пресс-службы «Н-транс», основного владельца ПЛП. Он объясняет это переориентировкой ПЛП на контейнерные грузы – их перевалка на причалах ПЛП выросла на 34,7%. Третья стивидорная компания с нового года вообще прекратила работу, утверждает представитель пресс-службы Морпорта СПб, – ее причалы переоборудуются и в этом году стивидорная компания начнет перевалку автомобилей.

Частично лесные грузы переориентируются на терминалы в Ленинградской области, но в целом экспорт леса падает, говорит руководитель одной из иностранных лесопромышленных компаний, работающих на Северо-Западе. По его словам, экспорт леса становится все менее выгоден из-за пошлин, которые постепенно повышает российское правительство. До 1 апреля пошлина составляла 10 евро за 1 куб. м круглого леса, сейчас она выросла до 15 евро. С 2009 г. пошлина поднимется до 50 евро и тогда лес полностью покинет порт, говорит лесопромышленник. Порт по-прежнему будет переваливать лесные грузы, но это будут пиломатериалы и фанера, которые перевозятся в контейнерах, считает менеджер российской лесопромышленной компании из Ленинградской области.

Спрос на черные металлы растет внутри страны, говорит аналитик «Метрополя» Максим Худалов, поэтому неудивительно, что их экспорт падает. Петербургский порт благодаря контейнерной инфраструктуре показывает неплохие результаты по сравнению с остальными российскими портами, говорит гендиректор исследовательского агентства InfraNews Алексей Безбородов. Например, менее контейнеризированный Новороссийский порт за I квартал не увеличил грузооборот, утверждает он. По его мнению, через три-пять лет большая часть грузов в петербургском порту будет переваливаться в контейнерах.

Стивидоры наращивают контейнерные мощности. ПЛП принял программу расширения контейнерного бизнеса до 2015 г. на $890 млн, благодаря которой мощности ПЛП вырастут с нынешних 650 000 TEU до 2,3 млн TEU. Морской порт СПб также собирается построить к 2012 г. на своей территории контейнерный терминал в 1,4 млн TEU.