Риск резидента

Evraz Group направит на дивиденды почти половину чистой прибыли – $1 млрд. Но у акционеров могут возникнуть налоговые риски

Совет директоров Evraz Group утвердил вчера размер дивидендов за 2007 г. – $4,2 на акцию, или $1,4 на GDR. Общий объем выплат – $1,064 млрд, или почти половина чистой прибыли ($2,14 млрд в 2007 г.).

Основатели Evraz Group Александр Абрамов и Александр Фролов контролируют 36,45%, столько же у структур под управлениям Millhouse Capital Романа Абрамовича. Таким образом, Абрамов с Фроловым на двоих получат около $365 млн, столько же достанется Millhouse. Металлурги щедры к акционерам, направляют на дивиденды не менее 25% чистой прибыли, нефтяники – 10–15%, знает аналитик ИГ «Капиталъ» Павел Шелехов, но дивидендная доходность Evraz Group – средняя по отрасли: 1,3% на акцию; у «Северстали» – 0,65%, у ММК – 1,75%.

Evraz Group может столкнуться с налоговыми рисками из-за структуры холдинга, следует из меморандума. Большая часть российских активов холдинга, в том числе Западно-Сибирский и Нижнетагильский меткомбинаты, принадлежит кипрской Mastercroft – 100%-ной «дочке» люксембургской Evraz Group.

Кипр – популярная «прослойка» между российскими активами и холдингом в Европе, знает Михаил Горлов из Tax Consulting U.K. Дивиденды из России облагаются налогом по ставке 5% и затем освобождаются от налогов при перечислении в Люксембург, объясняет вице-президент Consulco International Михаил Соболев.

В 2004 г. Кипр стал членом ЕС. По действующим на острове правилам компания может быть признана налоговым резидентом страны, где находится место ее «эффективного управления» и принимаются решения, говорится в меморандуме Evraz Group S.A., и, если не удастся доказать, что компания управляется на острове, она может потерять возможность использовать налоговую систему Кипра.

Если фирма сменит кипрское резидентство на люксембургское, налогообложение дивидендов удвоится, говорит Соболев: по договору России с герцогством они облагаются по 10%. Горлов думает, что российские налоговики могут усомниться в законности льготных ставок и попытаться получить доказательства резидентства компании на Кипре.

Полномочия у инспекторов есть, но доказать это будет сложно, говорит сотрудник налоговых органов. Понятие резидентства определено в соглашении с Кипром, но довольно размыто, считает Юрий Воробьев из юркомпании «Пепеляев, Гольцблат и партнеры», и если компания не будет признана налоговым резидентом Кипра, инспектора удержат с дивидендов 15% налога.

В основных направлениях налоговой политики Минфин предлагает рассмотреть возможность признания офшорной компании российским налоговым резидентом.

Вряд ли налоги будут доначислены, говорит юрист крупного холдинга: «Но в будущем опасность может вырасти, поэтому мы открываем реальные офисы, чтобы управление было на Кипре».

В 2007 г. было возбуждено уголовное дело по факту неуплаты 1,1 млрд руб. налогов связанной с Hermitage фирмой «Камея»: милиционеры утверждают, что налог на дивиденды, которые «Камея» заплатила материнской компании на Кипре, должен исчисляться по ставке 15%, а не 5%.

Получить комментарии ФНС не удалось. «Евраз» от комментариев отказался.