Мерцание бегущей мысли

Новая московская галерея открылась во всех смыслах блестящей выставкой американской звезды современного искусства Дженни Хольцер. Ее «Монумент» – выдающееся произведение
М.Стулов

Свою московскую выставочную площадку берлинский галерист Фолкнер Диль открыл на Смоленской набережной во внушительном сталинском доме. Diehl+ Gallery One – это высоченные потолки, большие залы, выбеленные до блеска стены и впечатляющий портик с лепниной. Экспонатов на выставке – открытии галереи ровно столько, чтобы не было ни ощущения пустоты, ни базарной толчеи художественного товара и каждый выставочный элемент воспринимался как ценность. В общем, очень шикарно, по высшему европейскому стандарту.

Имя автора выставки тоже выбрано исключительно удачно для премьеры. Дженни Хольцер – живой классик и активно действующая звезда мировой арт-сцены. С высокой художественной репутацией, социально озабоченная, коммерчески успешная, загадочно заумная, но и не настолько, чтобы быть непонятой.

Получившая дизайнерское образование Хольцер занимается текстами и пишет их очень красиво. Светящиеся надписи и бегущие строки – это ее послания миру, которые она располагает на мостах, стенах домов, на фасадах музеев, на полу выставочных залов, просто в небе.

Московская выставка Like Truth состоит из трех объектов. Главный – «Монумент» – сделан специально к открытию галереи Диля и посвящен башне Татлина. Это пятиметровой высоты цилиндр, по которому бегущей строкой идут изречения, взятые из разных проектов Хольцер: «Нет проблем, за тобой следят», «Пытки – это варварство» и еще что-то про свободу, власть, деньги.

Надписи красиво переливаются разными цветами, но сменяются так быстро, что знакомые слова не всегда складываются в понятные предложения. Стараясь ухватить мерцающий смысл, у «Монумента» останавливаешься надолго, отходишь на разные расстояния, приглядываешься, вдумываешься, потом просто любуешься, как помудревшей гирляндой новогодней елки.

Хольцер использует самую действенную форму изложения. Бегущей строкой современному миру сообщают главные новости. Светящимися буквами пользуется реклама, чтобы слова и фразы покрепче застряли в голове на них смотрящего. Но мерцающая каллиграфия художницы – это еще и красота в чистом виде.

Глядя на ее светодиодный «Монумент», сожалеешь только об одном – почему он не стоит на городской площади. Но современное искусство высшего качества в Москве можно увидеть только в выставочном зале. Город отдан памятникам молчаливым и бессмысленным.