Нужен ли сербам «Газпром»


Российско-сербское межправительственное соглашение о сотрудничестве в нефтегазовой сфере, подписанное в начале этого года, будет ратифицировано только новым парламентом после выборов, намеченных на 11 мая. Об этом заявил в субботу президент Сербии Борис Тадич. «Нам не нужны сомнительные соглашения с Россией <...> нам нужны конкретные договоренности, которые не будут поставлены под сомнение в будущем», – цитирует AP заявление сербского президента, которое он сделал после переговоров в Белграде с сопредседателем российско-сербского комитета по торговле и экономике Сергеем Шойгу.

Соглашение предусматривает строительство на территории Сербии участка будущей газопроводной системы «Южный поток» и создание подземного хранилища природного газа. Кроме того, «Газпром» покупает контрольный пакет акций национальной компании Naftna industrija Srbije.

В пятницу Шойгу и министр экономики Сербии Предраг Бубала подписали протокол, в соответствии с которым сербское правительство попытается добиться ратификации соглашения еще до выборов. Премьер Воислав Коштуница заявил журналистам, «что в интересах обеих стран завершить сделку как можно скорее». Ранее министры, представляющие в правительстве президентскую демократическую партию, отклонили предложение премьера утвердить законопроект о ратификации этого соглашения и отправить его в парламент. По словам пресс-секретаря Коштуницы Андрея Младеновича, в четверг премьер вновь созовет заседание кабинета министров, чтобы «чиновники, которые хотят разрушить Сербию, смогли исправить свою ошибку».

Политэлита Сербии расколота, одна часть ориентируется на Европу, другая видит в России гаранта сербского суверенитета, отмечает Борис Шмелев из Института экономики РАН. Проект был напрямую связан с поддержкой Россией позиции Сербии по косовской проблеме, напоминает эксперт Института всеобщей истории РАН Артем Улунян, но независимость Косова уже признали серьезные международные игроки и многие сербские политики разочаровались в возможностях Москвы. «Если большинство мест в парламенте получат националисты, они могут поставить под вопрос ратификацию соглашения», – полагает эксперт.