Ориентиры: Шопинг с удобствами: от простого к сложному

Собираясь за покупками в тот или иной торговый центр, мало кто задумывается обо всех мотивах, влияющих на выбор. «Ведомости» провели небольшой опрос общественного мнения на этот счет. Поскольку набор брендов среднего класса примерно одинаковый во всех ТЦ, а транспортная доступность в черте города уже давно не проблема, существенным оказался набор дополнительных удобств.

Если выбирать из трех ТЦ – «Атриума» (как один из первых, появившихся в Москве), «Охотного Ряда» (из-за расположения в самом центре города) и «Европейского» (один из наиболее крупных, появившихся в последнее время, и тоже почти в центре), то по количеству положительных отзывов лидирует «Европейский». Аргументы таковы: в нем есть удобные лавочки для отдыха практически на каждом шагу, большое количество банкоматов. Но самую оживленную дискуссию вызвали, простите, туалеты. А точнее – сам факт их наличия и обустройство. Оказалось, что для посетителей ТЦ крайне важна возможность воспользоваться этим удобством в случае возникшей необходимости.

В «Европейском» туалеты есть на каждом этаже и в достаточном количестве. Они большие и чистые: ни дурного запаха, ни антисанитарии. И, что еще важно, они абсолютно бесплатны. Это, конечно, не будет основополагающим фактором при выборе места для шопинга, но, несомненно, является существенным плюсом.

Достаточно вспомнить, что происходит в этом смысле в «Охотном Ряду» и «Атриуме». В «Охотном Ряду» легко обнаружить туалеты удалось лишь на одном – втором – уровне. А в «Атриуме» – в углу на 1-м этаже, но их надо еще найти. Радость по завершении поисков быстро испаряется от массы неприятных ощущений, пока стоишь в длинной очереди. К слову, туалеты в этих торговых комплексах платные (около 15 руб.). Не бог весть какие деньги, но неприятно за свои же средства попасть в грязный и дурно пахнущий туалет.

Руководитель отдела консалтинга компании Astera Александр Осипов согласен с тем, что уровень дополнительных удобств в московских торговых центрах оставляет желать лучшего. Например, он недоумевает, почему в московских ТЦ нет комнат для курения. Ну с этим более-менее ясно: весь мир против курильщиков, а Москва – еще один из самых лояльных к вредной привычке городов. Но нет и услуги, продолжает Осипов, когда покупатель, приобретая товар, оставляет его в магазине, а уже продавцы относят его в некий накопитель. Это позволило бы спокойно совершать покупки в торговом центре, не нося в руках горы пакетов.

«К слову, туалетов тоже явно не хватает, а ведь женских можно смело делать в два раза больше, чем мужских», – поддерживает результаты нашего опроса эксперт и даже приводит пример – торговый центр «Московский проспект» в Воронеже на одноименном проспекте. Осипов говорит, что таких туалетов, как там, он вообще раньше не видел в ТЦ. Мужская комната, по его словам, была площадью не менее 50 кв. м, в ней висело три больших зеркала и царила абсолютная чистота. А еще в этом торговом центре в отдельное помещение была выделена курительная комната.

В столичных торговых центрах девелоперы в ближайшем будущем вряд ли начнут усиленно вводить дополнительные удобства. Московская земля стоит довольно дорого и стоимость строительства стремительно растет, рассуждает Осипов. Девелоперам в таких условиях ничего не остается, кроме как пытаться получить максимальный доход на квадратный метр площади. Тут не до раздумий об удобствах для посетителей, подытоживает он. Хотя, как хочется думать, об этом стоит заботиться в первую очередь. Руководитель отдела консалтинга компании «Магазин магазинов» Илья Кузнецов также считает дополнительные удобства крайне важными. Специалист уверен: они влияют на конкурентоспособность ТЦ.

По мнению Кузнецова, удобства в торговых центрах можно разделить на два типа: те, которые необходимо заложить на этапе планирования, и те, которые требуют усилий управляющей компании без «физического вмешательства» в структуру здания. К первым можно отнести гардеробные комнаты, детские комнаты. Есть и инновационные дополнительные удобства, к примеру комнаты временного хранения тележек с продуктами для посетителей гипермаркета. Однако такие в Москве пока не распространены, рассуждает эксперт.

К удобствам, которые можно создать на этапе управления действующим ТЦ, можно отнести наличие лавочек или кресел, банкоматы, услуги по парковке машин. В некоторых странах, к примеру в Австралии, рассказал Кузнецов, практикуется ресторанная сервировка с металлическими приборами и стеклянной посудой на фудкортах. В любом случае удобства внедряются тогда, когда девелопер понимает, что кольцо конкуренции сжимается и у потребителя появляется выбор, в том числе выбор комфортных условий совершения покупок. Хорошо, когда понимание приходит на ранней стадии развития проекта.

Эксперт уверен: если при проектировании все продумать, девелопер окажется в выигрыше. К слову, если тот же гардероб не заложить изначально в проект ТЦ, то по окончании строительства его появление если и будет возможным, то обязательно потребует дополнительных инвестиций.

Директор отдела торговой недвижимости компании Cushman & Wakefield / Stiles & Riabokobylko Наталья Орешина также считает, что дополнительные удобства, предлагаемые бесплатно посетителю ТЦ, крайне востребованы. Она уверена: в Москве это важно для покупателей. И уж, конечно, не стоит брать с посетителей деньги за посещение туалетов.

Также Орешина считает, что было бы неплохо в качестве дополнительных удобств расположить в ТЦ почтовые ящики, предоставлять услугу денежных переводов. А банкоматы, по ее мнению, должны быть от как можно большего количества разных банков. Не помешали бы химчистки, мастерские, исполняющие мелкие ремонтные работы, и ателье, в которых можно было бы за короткий срок что-то подшить-перешить.

Более того, есть идея, которая представляет, по ее словам, большой риск для девелопера, но, несомненно, будет положительно воспринята посетителями: нужно расположить в торговых центрах прилавки, которые бы торговали только свежими фруктами и овощами. Ведь сейчас люди, говорит Орешина, все больше уделяют внимания правильному питанию.

Но это уж совсем из области фантастики. Сначала бы с туалетами решить проблему. А уж потом – от простого к сложному.