Потребительское укрупнение России

В 2008 г. розничный рынок России станет самым большим в Европе с оборотом $644 млрд. В следующие 2–3 года он будет расти минимум на 20% в год

В 2007 г. по объему товарооборота розницы Россия заняла 4-е место в Европе, уступив лишь Германии, Франции и Великобритании, подсчитали маркетинговые компании IRG и IMSG. Но и эти страны российский ритейл обгонит уже в 2008 г. (см. таблицы).

Рынки Западной Европы растут в долларовом выражении на 10–12% в год, российский же – в 2–3 раза быстрее (в 2004–2007 гг. – 25–30%). В этом году он вырастет на 27,5%, в следующие 2–3 года будет прибавлять минимум по 20%, прогнозирует автор исследования экономист Александр Уточкин.

По размеру товарооборота на душу населения Россия еще далеко позади западноевропейских стран. В 2008 г. этот показатель в России достигнет $4542, что в 2,2 раза меньше, чем у европейского лидера – Великобритании.

Россия – 4-я в Европе по абсолютному числу проданных новых автомобилей. Но в расчете на каждую 1000 россиян в 2007 г. было продано всего 17 новых авто (в Великобритании, где рынок стагнирует, – 40, а в Германии, где продажи упали на 9%, – 38). Та же ситуация с косметикой: объем продаж в России в 2007 г. на 5% ниже, чем в Великобритании, но на душу населения – меньше вдвое.

Впрочем, вскоре мы приблизимся к европейцам и по товарообороту на душу населения. Уже к 2010 г. этот показатель достигнет 70% от нынешнего уровня Великобритании, говорит Уточкин. Исключение – Москва: она обгонит показатели Лондона уже в ближайшие два года. В 2009 г. розничный товарооборот на одного лондонца составит $15 700, в Москве – $15 200. По объему розницы Москва обогнала Лондон уже в 2007 г. ($103 млрд против $101 млрд).

Торговля растет благодаря бурному росту спроса и цен, говорит Уточкин, а производство не успевает за спросом. Выпуск в фарминдустрии прибавляет по 5–6% в год, а продажи (в долларах) – по 25%, отмечает он. Темпы потребления алкоголя стагнируют, а оборот растет на 30–40%.

По данным Минэкономразвития, в 2007 г. доходы выросли на 22,4%, а потребительские расходы – на 23,5%. На товары и услуги граждане тратят, по оценке министерства, почти 70% доходов, по оценке ЦМАКП – 83%. Рост спроса провоцирует инфляцию, а она побуждает тратить, а не копить. Поэтому особенно быстро увеличиваются продажи непродовольственных товаров, говорит Игорь Поляков из ЦМАКП. За январь – февраль 2008 г. они выросли на 22,7% по сравнению с началом 2007 г. (тогда – на 16,2%). Средне- и высокодоходные группы населения покупают все более дорогие товары, а малоимущие закупают дешевые, но в большем количестве, говорит Поляков.

Люди не могут приобрести жилье или дорогую турпутевку, но покупают более дорогую еду и одежду, констатирует Татьяна Малева из Независимого института социальной политики. Американка с доходом $2000 в месяц не купит платье от Prada, но возьмет кредит на квартиру, а москвичка с таким же доходом вряд ли сможет себе позволить ипотеку, зато будет носить Prada, рассуждает Юлия Цепляева из Merrill Lynch.

Люди стали покупать дизайнерские холодильники вместо обычных, плазменные панели вместо кинескопных телевизоров, говорит представитель «Техносилы» Надежда Сенюк: продажи LCD-телевизоров в I квартале возросли на 200%, ноутбуков – на 300%. Сеть салонов для детей и будущих мам «Кенгуру» с прошлого года стала позиционироваться в премиум-сегменте, рассказывает замдиректора компании по маркетингу и рекламе Николай Комаров. Средний чек сети в Москве в I квартале 2008 г. достиг 7000 руб. (+14%).

Инвесторы оценили привлекательность торговли: в 2007 г. на нее пришлось около половины общего объема инвестиций в основной капитал (еще в 2005 г. – чуть более трети). Число торговых организаций за 2007 г. выросло более чем на треть. Торговая наценка в российской рознице – 20–30% против 15–20% на Западе, говорит Уточкин. Валовая маржа российских гипермаркетов – 19–25%, в Западной Европе немногим ниже – 16–18%, сравнивает Алексей Кривошапко из Prosperity Сapital Management: «Но в России можно расти быстрее – рынок не насыщен». «Техносила» в 2007 г. открыла 30 магазинов, план на 2008 г. – 35, подтверждает Сенюк: «Рынок электробытовой техники в 2007 г. вырос на 11,5%, в развитых странах – на 2–3%». В планах сети «Магнит» – открыть в этом году 394 магазина, говорит представитель компании Олег Гончаров. В прошлом году «Магнит» открыл 304 магазина, увеличив торговые площади на четверть. Ритейлеры настроены оптимистично: 85% из 49 опрошенных компаний ожидают, что темп роста отрасли в ближайшие 3–5 лет составит не менее 30%, выяснила Ernst & Young.