Вектор


Победоносный дефицит

Планы впечатляют. Но в 2007 г. российский авиапром выпустил всего восемь гражданских самолетов. А крупные и платежеспособные перевозчики – «Аэрофлот», «Сибирь», «Трансаэро» и проч. – пока заключают контракты с Boeing и Airbus. Впрочем, Левитин предупредил, что запрет на ввоз иностранных самолетов вводиться не будет. В прогнозе ведь можно и ошибиться. А объем авиаперевозок растет год от года.

«Богданчиков наверняка просто так не стал бы говорить, – удивлен чиновник Минприроды. – Ведь именно «Роснефть» с «Газпромом» должны стать главными разработчиками шельфа». Но у министерства пока таких грандиозных инвестпланов для них нет. Последняя оценка, названная недавно министром Юрием Трутневым, – около 677 млрд руб. в разведку шельфа до 2020 г. (бюджетные и внебюджетные средства), т. е. примерно $2,4 млрд в год.

Тольяттинский автозавод отгрузит 11 347 автомобилей Lada 2107 федеральному агентству по здравоохранению и соцразвитию, которое подарит их ветеранам накануне Праздника Победы 9 мая, сообщила вчера пресс-служба компании. «АвтоВАЗ» победил на конкурсе правительства, говорится в пресс-релизе, и теперь этот госзаказ выполняет недавно созданный на заводе отдел по работе с корпоративными клиентами.

Но дилеры победой «АвтоВАЗа» и хорошей работой его корпоративного отдела недовольны. В начале апреля в автосалонах стало остро не хватать «классики», жалуется менеджер одного из вазовских автосалонов, ведь 11 347 «семерок» – это месячный объем производства этой модели. К тому же «классика» всегда хорошо продается, говорит руководитель отдела продаж одной из московских дилерских компаний. А дефицит внедорожников Lada 4 х 4 («Нива») ощущается еще с конца прошлого года, говорят дилеры, подозревая, что за ним стоят крупные корпоративные заказы. «Уже выполнены отгрузки автомобилей Lada для МЧС и МВД России», – подтвердила пресс-служба автозавода. Представитель «АвтоВАЗа» говорит, что руководство «АвтоВАЗа» предупредило дилеров о крупных корпоративных заказах. Он обещает, что завод восполнит дефицит поставок за счет введения рабочих суббот в мае – июне.

Наполеоновские планы

В пятницу министр транспорта Игорь Левитин рассказал депутатам Госдумы о проекте федеральной программы «Развитие транспортной системы России на 2010–2015 гг.». Он, в частности, сообщил, что за эту пятилетку российские авиакомпании планируют приобрести 688 самолетов отечественного производства. То есть примерно по 138 судов в год. Левитин подчеркнул, что 688 самолетов – это подтвержденный заказ Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК). ОАК в свою бизнес-стратегию до 2025 г. заложила еще более впечатляющие цифры. Корпорация намерена за 17 лет продать 2600 магистральных и региональных самолетов, т. е. свыше 150 в год.

Триллионы – на дно

Российский шельф потребует 61,6 трлн руб. инвестиций до 2050 г., из которых 15,9 трлн руб. необходимо потратить на разведку и 45,7 трлн руб. – на освоение месторождений. Такие поражающие воображение цифры озвучил в пятницу президент «Роснефти» Сергей Богданчиков (на заседании морской коллегии при правительстве), добавив, что это без учета «спорных» территорий на шельфе, которые могут потребовать еще около 10 трлн руб. По текущему курсу ЦБ это $2,6 трлн в «бесспорные» зоны – или почти $62 млрд ежегодно (столько стоят сейчас 60% акций «Роснефти» или 1,5 «Сургутнефтегаза»). Только разведка потребует $16 млрд каждый год, при том что в 2007 г. по всей стране на разведку углеводородов ушло лишь 9,3 млрд руб. (менее $400 млн), гласят данные Минприроды.

Как считала «Роснефть», не ясно. Но сама готова предоставить примерно четверть этих инвестиций – по той доле, которую занимает в «российском нефтегазовом бизнесе», заявил Богданчиков, отвечая на вопрос председателя коллегии вице-премьера Сергея Иванова. Получается, $15,5 млрд в год только на шельф. Как компании это удастся, непонятно. Ведь ее выручка по US GAAP за 2007 г. составила $49,2 млрд, чистая прибыль – $12,9 млрд.