Олимпийская грязь

Сегодня строительство олимпийских объектов осмотрят члены координационного комитета Международной олимпийской комиссии. Смотреть пока особенно не на что
Е.Письменная

Свои впечатления МОК обнародует в среду. Олимпийские объекты раскинутся на двух ярусах. В морском кластере расположится Олимпийский парк вместе с Олимпийской деревней и двумя ледовыми дворцами. В горном построят горнолыжные базы, трамплины, лыжные и санные трассы.

Болото

Наталья Алексеевна живет в центре Имеретинской низменности, в поселке Мирном: «Мы называем поселок деревней Гадюкино, – живем на болоте». Напротив ее дома – незастроенный участок, там растет осока и громко квакают лягушки. «Болото нас от Олимпиады и спасло: здесь ничего грандиозного не построишь», – знает Наталья Алексеевна.

В начале 1990-х гг. участки по шесть соток раздавали здесь врачам, учителям и милиционерам, говорит Наталья Алексеевна, которой участок достался за $7000. Теперь такой стоит $70 000. Но просто землю никто сейчас не продает. Дома продают, пожалуйста. Ее соседи выставили дом за 1 млн евро, пока никто не купил.

Жители Мирного надеются, что к Олимпиаде построят хорошую дорогу, канализацию и мощный электроузел. Но боятся, что их земля тоже попадет под застройку. «Вот тогда начнется самое страшное, как на улицах Голубая и Нижнеимеретинская Бухта», – делает страшные глаза Наталья Алексеевна.

Выселение

По дороге на Голубую улицу (семь четырехквартирных домов) встречается большая сиреневая трибуна с надписями Sochi 2014 и Gateway to the Future. Это презентационная площадка для комиссии МОК. Ей покажут макеты ледовых стадионов, которые собираются возвести на этом месте.

Через три сотни метров от трибуны за большой кучей гравия, огороженной колючей проволокой, – Голубая улица. На нее можно попасть с пляжа или по неасфальтированной дороге. Ехать по ней нельзя – в огромных ямах с лужами плавает мусор. В некоторых местах сильно воняет дерьмом. Дорога идет вдоль моря, но его не видно – часто кучи мусора в человеческий рост.

Осенью улицу отгородили от моря огромным бетонным забором, на въезде – пост охраны. Сказали, что будут расселять, обещали дать квартиры. Перед Новым годом большой шторм смыл забор, превратив и его в мусор. «Это им наказание за то, что беженцев из бараков выбрасывали на улицы», – рассуждает местная жительница Людмила. Беженцы жили в двух брошенных домах на Голубой улице 10 лет. Теперь эти дома – тоже мусор.

С переселением все непросто. Людмиле Сыромятник в квартирно-правовой службе города сказали, что инвестор от них отказался и расселять их никто не будет. На Голубой сейчас тоже невыносимо: машина с газом не ездит, магазина нет, транспорт не ходит. Жители признаются, что в надежде на отселение прописались в небольшие квартиры по максимуму. Порт и Олимпийскую деревню здесь будет строить компания «Базэл», думают местные.

Сотрудник «Базэла» говорит, что стройкой на Голубой улице собирается заниматься «Альтиус девелопмент», строительное подразделение «Базэла». Квартирно-правовая служба дала компании данные на 300 человек, 80% из них согласились при определенных условиях на квартиры или денежную компенсацию, говорит сотрудник «Альтиус девелопмент».

Золото и редис

«Я не позволю в золото сеять редиску», – заявил как-то жителям улицы Нижнеимеретинская Бухта экс-мэр, а теперь руководитель «Олимпстроя» Виктор Колодяжный. Огороды не должны мешать олимпийской стройке. С последнего собрания, не дослушав мэра, жители встали и ушли. Здесь собираются строить коттеджный поселок, стилизованный под село староверов, – будущую Олимпийскую деревню.

Все дома тут в частной собственности, не то что на Голубой улице. И земля дороже – несколько шагов до пляжа. «До всей этой катавасии с Олимпиадой у меня один москвич хотел купить землю по $100 000 за сотку, – считает упущенную выгоду местный житель Хачик. – А теперь все пошло прахом». Неподалеку расположена новая часть ФСБ, вот пусть ее и сносят, говорит местная жительница Екатерина.

Общежитие на улице Красная Горка обнесли забором, поставили шлагбаум. И здесь, и на Голубой улице недавно сгорел дом. Причина пожара не установлана. Люба с Красной Горки говорит, что народ готов к компромиссу: «Но нас просто тупо выдавливают, договариваться не хотят».

Горы

По Красной Поляне снуют дорогие машины. Это чиновники ездят по местам, куда повезут членов комиссии МОК. Главная стройка – комплекс «Роза Хутор» (инвестор – «Интеррос»). Местные жители говорят, что строят там турецкие рабочие, и очень быстро. Проехать на стройку можно только по спецпропуску.

Запланированное здесь строительство бобслейной трассы сильно не нравится экологам. Она проходит по заповедным лесам и, как выразился работник заповедника Сергей, нарушает «рельеф заповедника». Из-за проблем с Greenpeace у трассы пока нет инвестора.

А главная презентация для МОК – горно-туристский комплекс «Газпрома». Там построены роскошная гостиница и гондольный подъемник. Рабочие спешно моют гондолы, на каждой знак компании – газовая зажигалка. Наверху смывают грязь из шланга и стелют деревянные настилы. Без настилов не пройти – завязнешь в грязной каше или свалишься в открытый канализационный люк. Дальше моковцев повезут на джипах, они увидят места, где будут сноубордпарк, фристайл-центр, лыжная и биатлонная трассы. Сотрудник УК «Свод-интернешнл» (ведает газпромовскими проектами) говорит, что стройка не началась, готовится проектная документация. СОЧИ