Обошлись без суда

Все меньшую по сумме часть решений инспекторов компаниям удается оспорить через их начальство

С 2009 г. компании не смогут искать защиты от налоговиков сразу в суде. Сначала им придется подать апелляционную жалобу в вышестоящий орган. Но их рассмотрение уже ужесточается, следует из статистики ФНС (есть у «Ведомостей»).

К 2007 г. число апелляционных жалоб выросло более чем втрое (см. таблицу). Рассмотрено 83,49%, с 2004 г. налоговики удовлетворяли 41–43% (в Москве – 10,82%). Но сокращалась доля спорных сумм, по которым налоговики согласились с компаниями, – до 18,3%. Вырос уровень контроля, а у налогоплательщиков много необоснованных претензий, объясняет ФНС в ответе «Ведомостям».

С 2007 г. подача апелляционной жалобы приостанавливает вступление решения инспекции в силу, говорит гендиректор «Налоговой помощи» Сергей Шаповалов. Компании злоупотребляют этим, иногда подавая чуть ли не пустой лист. Подача жалоб стала распространенной практикой, согласен главред «Учет. Налоги. Право» Алексей Стариков.

Рассмотрение жалобы у одних компаний занимает почти год, у других – всего пять дней. Пока суд эффективнее, говорит адвокат Михаил Орлов, но административное рассмотрение должно стать более оперативным.

Взыскание налогов на время рассмотрения жалобы приостановят, но налоговики могут применить обеспечительные меры вплоть до ареста счета, говорит партнер Taxadvisor Дмитрий Костальгин.

Может растянуться возмещение НДС, считает он. Не оспаривая решение инспекции, можно сразу потребовать в суде возврата НДС, советует Шаповалов, – тогда жалоба не потребуется. Нужна конкуренция инспекторов с судом, уверен Стариков: с 2009 г. на налоговиков нагрузка вырастет и рассмотрение жалоб может стать формальным.