Протест Френкеля

Обвиняемые в организации убийства первого зампреда ЦБ Андрея Козлова отказались от присутствия в зале суда. Демарш могут подхватить их адвокаты, также не согласные с действиями судьи
С. Николаев

Вчера Наталья Кирсанова – адвокат Алексея Френкеля, обвиняемого в организации убийства Андрея Козлова, – попросила у судьи Натальи Олихвер разрешения огласить присяжным решение Арбитражного суда Москвы, принятое в конце апреля 2006 г. Тогда суд признал незаконным отказ Центробанка принять подконтрольный Френкелю ВИП-банк в систему страхования вкладов.

Олихвер разрешила огласить лишь само решение арбитража без мотивировочной части. Когда Кирсанова попыталась задавать Френкелю вопросы, в которых он мог подробнее рассказать о сущности претензий Центробанка к ВИП-банку, судья отклонила их, сообщив, что они не имеют отношения к делу. Обвиняемый возмутился, заявив, что именно победа ВИП-банка в арбитраже и несостоятельность претензий ЦБ доказывают отсутствие у него мотива убивать Козлова, а судья не дает ему довести это до сведения присяжных.

В ответ Олихвер приняла решение удалить Френкеля из зала суда вплоть до начала слушания дополнений, рассказал адвокат подсудимого Алексея Половинкина Александр Чернов.

После перерыва судья попыталась продолжить заседание, но оказалось, что в зал согласились выйти лишь два обвиняемых – Богдан Погоржевский и Борис Шафрай. Последний – лишь для того, чтобы сделать заявление суду и попросить оставить Френкелю возможность присутствовать в зале, отметил Чернов. Такого результата судья не ожидала. Она даже попросила конвой доставить обвиняемых в зал, но он потребовал от нее письменного постановления. Бумаги Олихвер не дала, объявив перерыв, но и после него дело не сдвинулось. «Обвиняемые говорят, что выйдут в зал только вместе с Френкелем. Они понимают, что настанет их очередь представлять доказательства в свою защиту и им также не дадут высказаться», – говорит Чернов. Если завтра подсудимые не выйдут в зал, продолжение процесса будет невозможным, объясняет он: «Судья может только удалить обвиняемых из зала, как сделала это с Френкелем, но даже для этого они должны для начала в нем присутствовать».

«Мы подготовили еще один отвод судье, который огласим завтра. Френкель не делал ничего незаконного – он имеет право и даже обязан заявлять возражения на действия судьи», – говорит адвокат Френкеля Руслан Коблев. Но надежд на изменения адвокаты не питают, признается Чернов. «У защиты 122 свидетеля, пока мы с горем пополам допросили пять, четверых судья слушать не стала. Свидетелей защиты допрашивают без присяжных, нам не дают задавать вопросы, представлять доказательства в полном объеме и встретиться с подзащитными», – добавил Коблев. Он не исключает, что и адвокаты вслед за подзащитными откажутся от участия в процессе.

По словам юриста компании «Частное право» Михаила Корчагина, обвиняемых может доставить в зал конвой, но, как и при применении любой меры физического воздействия, это должно быть оформлено постановлением судьи. «Если подсудимые не подчинятся конвою, их действия могут быть расценены как сопротивление представителям власти, что означает возможность нового уголовного дела, – продолжает он. – А в случае отказа адвокатов от участия в процессе суд всегда может назначить новых».