Будет время Че

Вчера соидеологи Каннского кинофестиваля Жиль Жакоб и Тьерри Фремо объявили программу на этот год. Фестиваль пройдет с 14 по 25 мая. Российское присутствие в афише практически незаметно

В отличие от прошлого года, когда сразу два наших фильма – «Изгнание» и «Александра» – проникли в конкурс, в этом картин из РФ нет ни в конкурсной, ни, за единственным скромным исключением, вообще в официальной программе (к ней относятся конкурс, спецпоказы и «Особый взгляд»). Правда, во «Взгляде» – комедия «Тюльпан» бывшего документалиста Сергея Дворцевого, но хотя она на казахском и русском, считается немецкой. Подъем нашего кино, о котором нас оповещают регулярно, остается мифом. Фильмов много, но о новой российской киноволне как явлении говорить рано.

Впрочем, отсутствие наших картин – печаль исключительно для представителей Федерального агентства по культуре и кинематографии. Которые, правда, могут утешиться тем, что впервые в истории на каннском кинорынке наряду с американским, британским и другими почти легендарными павильонами будет открыт и отдельный российский (судя по анонсам – открыт помпезно).

Киноманам же важно что? Чтобы фильмов хороших было больше! Из официальной программы авторитетная голливудская Variety выделяет прежде всего четырехчасовую эпопею Стивена Содерберга «Че» про Че Гевару (она состоит из двух лент – «Аргентина» и «Партизан» и поспела к Каннам в последний момент). А также погруженный в 1920-е триллер не теряющего форму Клинта Иствуда The Changeling с Анджелиной Джоли и Джоном Малковичем – название пока не переводим.

Уже по этим фильмам ясно, что Канны сохраняют верность своим фирменным режиссерам. Но в то же время стараются привлекать молодых-перспективных-новомодных. Жюри во главе с радикалом Шоном Пенном (в составе также Альфонсо Куарон и Натали Портман) предстоит оценить новые работы таких мэтров, как Вим Вендерс, Атом Эгоян, братья Дарденн (все три последние ленты которых брали каннские призы, причем «Розетта» и «Дитя» – главный), Вальтер Саллеш, Нури Бильге Джейлан, Филипп Гаррель. Но вместе с тем и картину «24 города» китайца Цзя Чжанке, чей прошлый «Натюрморт» победил в Венеции. И – что еще заведомо привлекательнее – режиссерский дебют сценариста-авантюриста Чарли Кауфмана («Быть Джоном Малковичем», «Адаптация», «Вечное сияние чистого разума»), носящий типичное для Кауфмана вычурное название «Синекдоха, Нью-Йорк».

Другая каннская традиция – устраивать внеконкурсные премьеры особых картин. В качестве избранных в этом году, в частности, «Вики Кристина Барселона» Вуди Аллена со Скарлетт Йоханссон, Пенелопой Крус и Хавьером Бардемом, «Марадона» Эмира Кустурицы, некая загадочная обновленная версия давно известного «Праха времен» Вонга Кар-вая, а также четвертый «Индиана Джонс», премьера которого состоится 18 мая – за четыре дня до начала мирового проката.

Наконец, тоже как всегда, во внеконкурсной программе много такого, что хочется посмотреть прямо сейчас, не отходя от компьютера. Упомяну: документальный фильм о скандальной жизни Романа Полянского, картину о не менее скандальном Майке Тайсоне, снятую Джеймсом Тобаком, и альманах из трех новелл «Токио!», среди авторов которого Леос Каракс и Мишель Гондри. А ведь о предыдущем фильме Гондри «Ведомости» написали буквально вчера.