Что доктор прописал: С наградой не шутят


С утра работа не клеилась. Программист Маша нахохлилась и вся пошла пятнами из-за того, что получила выволочку: «Я же сама знаю, что накосячила! А тут еще и ругают». Дизайнер Гриша затосковал, потому что ему до сих пор не перевели на карточку зарплату: «Земля из-под ног уходит!» Можно, конечно, считать, что ребята капризничают. Но вчера в журнале Neuron было опубликовано японское исследование, из которого ясно: огорчение от социально значимого порицания и огорчение из-за денег имеют глубокие (и единые) биологические корни, а с этим не шутят.

Профессор Норихиро Садато и его коллеги (институт NIPS, г. Аичи) выясняли, какие структуры мозга активируются при радости от выигрыша денег и – в другой серии тестов – от похвалы. Идея сравнить эти явления неслучайна: многие социальные психологи полагают, что в отношениях с себе подобными человек рассчитывает на социальные дивиденды так же, как на монетарные дивиденды в рыночных отношениях.

Оказалось, любовь к деньгам и почету зиждется на «системе награды». Система эта – древний набор структур мозга, хорошо изученных у человека и животных. «Система награды» отвечает за выдачу положительных эмоций хорошо поработавшему организму. Самые простые примеры того, за что положена награда, – это выполнение инстинктивных программ – поиск пищи и полового партнера. Если организм нашел и употребил искомое, «система награды» выписывает со склада дофамин – и индивид радуется. Если не нашел (или при депрессии), «система» скупится на молекулы счастья – и индивид печалится. В худшем случае, видя, что инстинктивные программы не выполняются, «система награды» может включать программу самоуничтожения – с чем связывают массовые самоубийства леммингов.

Новость недели в том, что такие, казалось бы, далекие от инстинктов формы награды, как денежные единицы и вербальная похвала, воспринимаются древними подкорковыми структурами мозга так же серьезно, как фундаментальные биологические стимулы – секс и еда. И результаты этих исследований важны не только для того, чтобы успеть уберечь самураев от харакири в случае позора.

Раз Гришино безденежье и Машина выволочка порождают огорчение с глубокой биологической основой, здесь есть риски для их здоровья – как и для всех, кто переживает из-за отношений с начальством или денег. «Дефицит дофамина может вести к разным заболеваниям: например, недавно вышла работа, указывающая, что несчастные люди больше подвержены болезни Альцгеймера», – сообщил «Ведомостям» профессор Садато. «У крыс при дефиците дофамина развивается болезнь Паркинсона», – вторит профессор Рита Островская из НИИ фармакологии РАМН.

Так что начальнику стоит трижды подумать, прежде чем распекать сотрудника или урезать ему зарплату. Если, конечно, начальник гуманист, а не гуманоид.