Oт редакции: Высший суд


Судья арбитражного суда Санкт-Петербурга и Ленинградской области Семен Несмиян, который обосновал свое решение о взыскании страховой суммы ссылкой на правовую доктрину Дмитрия Медведева (подробнее см. статью на стр. А1), не лишится мантии и вряд ли получит дисциплинарное взыскание – иначе выйдет, что служитель Фемиды наказан за борьбу с правовым нигилизмом. Эксперты считают, что стремление судьи опереться на научные правовые доктрины – шаг вперед в отечественной юриспруденции. Ссылки на труды отечественных и зарубежных правоведов пока, как правило, встречаются только в решениях высших судебных инстанций.

Юридическая или правовая доктрина – это система взглядов и представлений о праве и его принципах, изложенная признанными специалистами в области юриспруденции. Дмитрий Медведев – юрист и соавтор выдержавшего несколько изданий учебника по гражданскому праву. Однако приравнять к фундаментальным научным трудам выдержки из предвыборных выступлений избранного президента и объявить их правовой доктриной – это, мягко говоря, вольная трактовка понятия.

Тревожит быстрота в подборе нужной цитаты. Обоснование судебного решения словами будущего руководителя исполнительной власти напоминает советскую традицию аргументировать правоту своих воззрений в любой отрасли знания цитатами из произведений классиков марксизма-ленинизма и выступлений партийных лидеров.

Почему бы не процитировать Владимира Ульянова (тоже юриста), который в письме «О двойном подчинении» в 1922 г. указывал: «Законность должна быть одна, и основным злом всей нашей жизни и всей нашей некультурности является попустительство исконно русского взгляда и привычки полудикарей, желающих сохранить законность калужскую в отличие от законности казанской», или Иосифа Сталина, который на ХIХ съезде КПСС обещал «поднять знамя законности, выброшенное за борт буржуазией»?.