Путин – гарант дела Ельцина

Открывать мемориал Ельцину действующий и избранный президенты приехали вместе. Но гарантом Конституции 1993 г. выступил лишь Путин

Вчера, в первую годовщину смерти Бориса Ельцина, на Новодевичьем кладбище открывали памятник первому президенту России. Надгробие выполнено в форме и цветах российского флага. На брусчатке под триколором выгравирован православный крест.

Одними из первых на кладбище приехали младшая дочь Ельцина Татьяна Юмашева и автор памятника скульптор Георгий Франгулян. Юмашева рассказала, что памятник выбрали не сразу: были разные проекты разных архитекторов. «Мы не хотели видеть портрет в камне. <...> Но если мне идея [триколора] сразу понравилась, то мама долго сомневалась», – рассказала Юмашева.

По словам Франгуляна, труднее всего было подобрать камень: «Я на Урале посмотрел, но там ничего не нашел». В итоге белый мрамор привезли из Китая, красный парфир – из Бразилии. Синего камня в природе не нашлось, поэтому была выполнена мозаика из восемнадцати оттенков. «Я очень надеюсь, что, кроме всего прочего, это [мемориал] произведение искусства», – сказал скульптор.

Ближе к полудню на кладбище собрались чиновники (Виктор Зубков, Сергей Собянин, Сергей Иванов, Анатолий Сердюков), деятели культуры (Галина Волчек, Марк Захаров, Галина Вишневская), экс-президенты стран СНГ (Аскар Акаев, Леонид Кучма), бизнесмены (Роман Абрамович). Владимир Путин и Дмитрий Медведев появились, как обычно в последнее время, вместе. Но выступить с речью решил только Путин.

Он назвал Ельцина одним из самых ярких политиков XX столетия, личностью, способной идти «против течения», человеком, который «всегда достойно держал удар», брал на себя всю полноту ответственности за происходящее в стране. Путин пообещал, что президентская власть в России всегда будет гарантом Основного закона и прав граждан. «Уход человека из жизни еще не значит, что путь его завершен. Он жив, пока жива память о нем, пока живы его дела и идеи», – заключил президент.

Политолог Георгий Сатаров, присутствовавший на церемонии, не удивлен тем, что избранный президент не выступал с речью. «В последнее время Медведеву неоднократно давали понять, что он всего лишь избранный, но не более того», – говорит политолог и приводит в пример съезд «Единой России», где все внимание было сконцентрировано на Путине. При этом Сатаров признает, что Путин гораздо больше связан с Ельциным, чем Медведев: «Не уверен, что Ельцин смог бы идентифицировать третьего президента». Но постепенно, полагает Сатаров, Медведев будет брать власть в свои руки.