В поисках второй половины

Правительство хочет заинтересовать инвесторов в строительстве транспортной инфраструктуры. Оно профинансирует больше половины из нужных $30 млрд

Транспортная компания Fesco готова рассматривать возможность инвестиций в подобные проекты, но только после того, как поймет их экономическую целесообразность, говорит директор департамента корпоративных коммуникаций Станислав Вартанян. В ФЦП заявлены не самые интересные для инвесторов проекты, говорит аналитик «Ингосстрах-инвестиций» Евгений Шаго, но создание инфраструктуры на бюджетные средства может сделать их более привлекательными.

Сегодня Минтранс представит правительству федеральную целевую программу развития транспорта на 2010–2015 гг. Подпрограмма развития экспорта транспортных услуг стоит 691,5 млрд руб. (около $30 млрд). Государство хочет, чтобы частные инвесторы вложили 311,4 млрд руб. (45% от общей суммы), остальные расходы возьмут на себя федеральный бюджет, инвестфонд и регионы, следует из программы (текст есть у «Ведомостей»).

По расчетам Минтранса, эти инвестиции позволят удвоить бюджетные доходы от экспорта услуг с нынешних $11,8 млрд до $23,4 млрд в 2016 г. Крупнейшие проекты программы – три порта, два аэропорта и одна автодорога.

На создание Новороссийского транспортного узла в программе предусмотрено 128,8 млрд руб. В порту должны быть построены терминалы по перевалке мазута, контейнерный, лесной и зерновой терминалы, бункеровочные мощности, комплекс по перевалке сухих минудобрений, новый железнодорожный терминал, пути и грузовые парки.

Второй портовый проект – Мурманский узел – будет стоить 121 млрд руб. Здесь возведут угольный, нефтяной и контейнерный терминалы, проложат железнодорожную ветку с 10 новыми станциями. Еще 105 млрд руб. предлагается потратить на порт Тамани. Построить здесь нужно угольные, контейнерные терминалы, автомобильный и железнодорожный паромный комплекс и подходы к нему.

Общие мощности морских портов за пять лет должны вырасти в пять раз до 55 млн т в год, транзит грузов по России вырастет с 30,11 млн т в 2009 г. до 4267 млн т в 2015 г.

В программу попали два московских аэропорта – «Шереметьево» и «Внуково». В «Шереметьево-3» предложено вложить 67,6 млрд руб. Деньги пойдут на новую взлетно-посадочную полосу, аэровокзал и топливно-заправочный комплекс. Это позволит «Шереметьево» к 2020 г. перевозить 35,6 млн пассажиров и 400 000 т грузов.

Инвестиции во «Внуково» скромнее – 41,8 млрд руб. Здесь должны быть реконструированы взлетно-посадочные полосы, построены рулежные дорожки и объекты инфраструктуры – тогда «Внуково» сможет перевозить 17 млн пассажиров и 170 000 т грузов в год.

Москве и области достанется 50 млрд руб., 21,5 млрд из них – бюджетные. Деньги нужны для строительства ЦКАД – Центральной кольцевой автодороги.

Всего программа предусматривает 11-кратный рост транзитного пассажиропотока – с 0,2 млн до 2,5 млн пассажиров в год.

Частники уже проявили к ней интерес. Одним из инвесторов готова стать РЖД: по словам ее представителя, компания будет претендовать на бюджетные деньги, но в некоторые проекты готова вложить и собственные средства.

Основной стивидор новороссийского порта «Новороссийский морской торговый порт» (НМТП) готов взять на себя частную часть инвестиций в проект полностью – т. е. около 60 млрд руб., говорит замдиректора НМТП Дмитрий Болотов. По его словам, бюджетная часть пойдет на инфраструктуру. А уже на ней НМТП на свои и заемные средства будет строить терминалы.