Вдогонку за Тайванем

Этой осенью крупнейший российский сборщик компьютеров Depo Computers выйдет на рынок ноутбуков. Через два года компания хочет занять 15% этого рынка. Эксперты считают этот план слишком оптимистичным

Depo computers

Сборщик компьютеров. В 2007 г. поставил, по данным Gartner, 420 000 настольных ПК. Основной акционер – группа компаний IBS. Прогноз финансовых показателей за 2007 финансовый год (завершился 31 марта): выручка – $493 млн, EBITDA – $23 млн.

Выпускать ноутбуки Depo Computers собирается под своим брендом – тем же, который сейчас использует для выпуска настольных ПК. Согласно заявлению, размещенному на сайте компании, в магазинах ноутбуки Depo появятся осенью, а к 2010 г. компания планирует занять 15% российского рынка мобильных ПК. Представитель Depo отказался комментировать планы компании подробнее, пообещав: она сделает это позднее.

Сборкой компьютеров под брендом Depo компания начала заниматься в 2002 г. Тогда контролирующая ее группа IBS пообещала за два года стать лидером российского рынка ПК. Обещание было исполнено: в IV квартале 2004 г. Depo заняла, по данным аналитической компании IDC, первое место по числу проданных в России настольных компьютеров.

Лидером по поставкам настольных компьютеров Depo оставалась и в IV квартале 2007 г. Но рост продаж десктопов в последние годы замедляется, а ноутбуков, наоборот, ускоряется. Именно ноутбуки уже больше года делают погоду на российском рынке ПК. В результате Depo, еще в начале 2007 г. входившая в тройку лидеров по объему поставок ПК, в IV квартале заняла лишь 4-е место в России, уступив делающим ставку на ноутбуки тайваньским Acer, Asus и американской Hewlett-Packard. В составленную Gartner российскую десятку крупнейших поставщиков ноутбуков в IV квартале вошел лишь один отечественный сборщик – Rover Computer (см. диаграммы).

Впрочем, это уже неплохо: Россия – единственная из европейских стран, на рынке которой представлен национальный сборщик ноутбуков, замечает ведущий аналитик Gartner Аннетта Джамп. Крупные международные сборщики добиваются от производителей комплектующих более низких цен, объясняет аналитик.

Выпускать настольные ПК проще, чем ноутбуки, говорит Джамп. Производство портативных ПК чаще терпит сбои из-за проблем с комплектующими, в службе поддержки производителя мобильных компьютеров должно быть больше сотрудников. Бренд Depo в России известен хорошо, у компании налажены контакты со многими розничными сетями, вопрос лишь в том, какие цены получит Depo от производителей комплектующих, резюмирует эксперт.

Директор российского офиса Acer Глеб Мишин советует Depo изучить опыт отечественных Rover Computer и iRu (ноутбуки под таким брендом выпускала дочерняя компания группы Merlion). Еще в 2004 г. они были крупнейшими сборщиками ноутбуков в России, но в 2005 г. уступили лидерство международным компаниям, а iRu вовсе прекратила сборку. «Если не ставить агрессивные цели, ничего не достигнешь, – рассуждает Мишин. – Но я сомневаюсь, что Depo сможет достичь 15% продаж ноутбуков к 2010 г.».