Бюджетная политика: Новый порядок


Наши финансовые чиновники, похоже, всерьез гордятся замыслом бюджетных аукционов по размещению в коммерческих банках средств федерального бюджета. Но, пожалуй, ничто лучше не иллюстрирует положение дел в отечественной финансовой сфере, как этот наш творческий вклад в инструментарий борьбы с всемирным кредитным кризисом.

Спору нет, в своих исканиях российские регуляторы далеко не одиноки – во всем мире сегодня используются или обсуждаются самые нестандартные и неоднозначные приемы по купированию финансовых неурядиц. Только что вице-премьер Алексей Кудрин весьма осторожно высказался по поводу введения в стране института финансового мегарегулятора, но данная новелла – рефинансирование банковской системы в серьезных объемах, осуществляемое не специально предназначенным для этой цели институтом (Центральным банком), а казначейством и «спящими» госкорпорациями, – явно посильнее будет. Что это, если не признак неблагополучия в кредитно-денежной политике и регулировании банковской деятельности?

На это вполне можно возразить: глупо не пользоваться имеющейся возможностью. Во-первых, даже если это и так, почему бы Минфину сразу не передать те же свободные деньги в ЦБ, которому рефинансирование явно сподручнее? И не нужно городить огород из многочисленных договоров и согласований. А во-вторых, не странно ли, что в казначействе и государственных хозяйственных новообразованиях устойчиво болтаются свободные (читай: месяцами никак не используемые) средства налогоплательщиков в объеме примерно 5% ВВП? Не есть ли это яркое свидетельство глубочайших дисбалансов в экономической политике и назревших перемен в бюджетно-налоговой сфере, далеко выходящих за рамки «главнейшего вопроса современности»: снижать или не снижать НДС?

И это далеко не все возникающие в связи с минфиновским рефинансированием вопросы. Кто станет главными его бенефициарами? Дотошные эксперты уже подсчитали – согласно утвержденным критериям (в числе которых – минимальное значение капитала 5 млрд руб.) казначейским «депозитным окном» смогут воспользоваться примерно три десятка кредитных учреждений. Не удивительно также, что в рамках определенных Минфином лимитов более двух третей размещаемых средств должно быть выделено государственным банкам. Выходит, прав оказался ВТБ, недавно со скандалом отказавшийся от «нетранспарентных» депозитных тендеров одной из госкорпораций – бюджетные деньги уже на подходе.

Да, регуляторы всего мира также поддерживают в кризисных ситуациях в первую очередь крупнейшие банки, но что же предлагается делать всем остальным, тысяче с лишним, вполне возможно, неплохих банков, возможности получить необходимое рефинансирование у которых в нынешних условиях и без бюджетных аукционов несопоставимо меньше? Вставать в очередь к счастливчикам? Или мы наконец имеем дело с негласной политикой укрупнения кредитных организаций «экономическими методами»?

Почему, чтобы получить ликвидность на бюджетных аукционах, банки должны иметь кредитный рейтинг хотя бы от одного международного рейтингового агентства? Почему функцию оценщика кредитоспособности выполняет не ЦБ РФ, которому это было бы гораздо более с руки? Может, у самого большого в мире центробанка недостаточно данных о поднадзорных кредитных учреждениях или специалистов, чтобы эти данные должным образом оценить? Или информация у рейтинговых агентств (репутация которых, кстати сказать, изрядно потрепана нынешним кризисом) качественней и поступает более оперативно? Или, страшно подумать, за счет привлечения иностранных арбитров правительство борется с коррупцией в системе ЦБ?

Понятно, что получение международного рейтинга излишне для любых кредитных учреждений, не стремящихся к привлечению средств на зарубежных рынках. Тогда, может быть, перед бюджетными аукционами просто поставлена задача: частично заместить нуждающимся крупным банкам внешние источники финансирования? Но, запуская бюджетные деньги в оборот, денежные власти неизбежно разгоняют инфляцию, чем обрубают для всей банковской системы самый важный стратегический источник ресурсов – средства населения (остановившийся, несмотря на предвыборный денежный дождь, в 2008 г. прирост средств во вкладах объясняется инфляционными ожиданиями, вызвавшими падение склонности к сбережению).

И наконец, почему никто не оценил по достоинству тонкого бюрократического юмора: постановлением от 29 марта сего года правительство утвердило порядок размещения средств федерального бюджета на банковские депозиты в соответствии со статьей 236 Бюджетного кодекса, которая гордо называется «Недопустимость размещения бюджетных средств на банковских депозитах, передачи бюджетных средств в доверительное управление»?

На очереди порядок доверительного управления бюджетными средствами?.