Еще я пишу, читаю, пою и пляшу

Живопись Андрея Макаревича и Андрея Белле оказалась слишком скромной для главного музея русского искусства

Выставку «Анатомия памяти» можно было бы вежливо не заметить – мало ли какой конфуз может случиться в почтенном музее. Но с другой стороны, а вдруг Третьяковская галерея стала жертвой звездной эпидемии, зародившейся на телевидении, и намеревается и впредь показывать живопись людей, добившихся успеха на далеком от изобразительного искусства поприще. Тогда – беда, все же в художественный музей люди ходят не из любви к песенному искусству, кулинарии или дайвингу, где Макаревич преуспел.

Он рисует давно и достаточно часто выставляет портреты женщин и рыб – на Арт-Манеже, в Центральном доме художника или в галерее Аллы Булянской. Но по уже виденному трудно было представить, что Макаревич может создать нечто достойное стен Третьяковской галереи. Ну он и не создал, даже в соавторстве с питерским художником Андреем Белле.

Выставка состоит из 12 переписанных на холст (1 х 1,6 м) дореволюционных фотографий неизвестных, но прекрасных лицами людей. Переписанных аккуратно и тщательно, с воспроизведением водяных подтеков и царапин, оставленных временем и плохим обращением, так что живопись с фотографий Макаревича и Белле кажется просто увеличенной старой фотографией.

Многие художники давно работают со старыми снимками, но попадавшие с выставками в стены Третьяковки простым переписыванием не ограничивались. Они создают на холсте новую реальность с помощью, например, эффекта «засвеченности», как делал лет 20 назад Эдуард Гороховский, или красиво старят полотна, как Николай Заборов. И еще десятки художников, которым музейные выставки не светят, играют с эстетикой старой фотографии куда изобретательней и интересней, чем авторы «Анатомии памяти».

На вопрос, почему вдруг эта ординарная живопись попала в Третьяковку, да еще в Инженерный корпус в Лаврушинском переулке, да еще в соседство с выставкой Тулуз-Лотрека, работники галереи отвечают, что вот была же она уже в Русском музее – и ничего. И вообще, висят картины Макаревича и Белле не в зале, а на внешней стене конференц-зала, как бы за оградой. А отказывать столь достойному человеку в предложении выставить свои работы не хотелось. И если он еще на вернисаже споет, то будет совсем хорошо.

Ну что на это можно сказать – только порадоваться, что ни Максим Галкин, ни Ксения Собчак за кисть пока еще не взялись. Ну и вспомнить выставку «Скрипка Энгра» в Пушкинском музее, где отличные писатели и известные кинорежиссеры тоже показали себя как заурядные художники.