Inchcape взяла Москву

Крупнейший британский авторитейлер Inchcape приобретает российскую группу Musa Motors. Покупка может обойтись в $700 млн, а уже в 2009 г. Inchcape рассчитывает выручить в России более $2 млрд
М.Стулов

Inchcape Plc

Автомобильный дилер и дистрибутор. Работает в 26 странах, головной офис в Лондоне. В портфеле 23 марки. Выручка (2007 г.) – 6,057 млрд фунтов стерлингов ($12,1 млрд), чистая прибыль – 177,2 млн фунтов ($354,4 млн). Капитализация на LSE на закрытии торгов вчера 1,81 млрд фунтов стерлингов ($3,57 млрд). Крупнейшие акционеры: Aviva (10%), F&C Asset Management (7,7%), Barclays (5,9%), Toyota Motor Corporation (5,5%).

Inchcape приобретает 75,1% группы Musa Motors, говорится в сообщении британской компании, а в 2011 г. должна выкупить оставшиеся 24,9%. По оценкам Inchcape, Musa входит в десятку крупнейших автодилеров и в тройку крупнейших дилеров премиум-марок в России.

Соглашение предусматривает создание новой компании, 75,1% в которой получит Inchcape. Новая компания выкупит доли в Musa Motors у нынешних акционеров: Broadzone Ltd., Bradholm Networks Ltd., Harnley Experts Ltd. и Brightport Merchants Ltd. Inchcape приобретает долю в Musa у ее основателя и основного владельца Бориса Тетерева, рассказал «Ведомостям» гендиректор английской компании Андре Лакруа. Тетерев «продолжит играть значительную роль в бизнесе компании», передал он через пресс-службу.

Стороны рассчитывают получить одобрение регулирующих органов во второй половине 2008 г. В ФАС ходатайства Inchcape пока не получали, говорит начальник управления ФАС Тимофей Нижегородцев.

Inchcape заплатит за 75,1% $200 млн, после аудита финансовых результатов 2008 г. будет определена сумма второго платежа (вместе они не превысят $450 млн). После аудита результатов 2010 г. Inchcape выкупит оставшиеся 24,9% не дороже чем за $250 млн. Каких показателей должна достичь Musa, чтобы нынешние владельцы получили максимальную сумму, стороны не раскрывают. $450 млн за 75,1% – максимальный лимит возможной суммы сделки, он определен с запасом, уточняют два знакомых с ее условиями источника, попросившие об анонимности.

В сообщении Inchcape впервые раскрыты операционные показатели российского дилера: в 2007 г. Musa продала 13 281 автомобиль (это позволяет ей претендовать на 7–15-е место, считает главный исполнительный директор розничного направления группы «Рольф» Вардан Даштоян). Оборот группы в 2007 г. составил $597,4 млн, EBIT – $23,1 млн, доналоговая прибыль – $20,8 млн (неаудированные показатели). По расчетам аналитиков Dresdner Kleinwort (этот банк консультировал Inchcape), продажи Musa в этом году могут составить 410 млн фунтов ($808,43 млн, +40%), операционная прибыль – 15,4 млн фунтов ($30,37 млн), операционная рентабельность – 3,7%.

Если допустить, что Inchcape заплатит за 75,1% максимальную оговоренную сумму, и учитывая расчеты Dresdner Kleinwort, получается, что британцы оценили Musa примерно в 20 EBITDA 2008 г., подсчитывает аналитик ВТБ Елена Сахнова. Даштоян считает, что Inchcape в итоге заплатит за Musa менее $700 млн. Хотя сравнимых по масштабу сделок на рынке не было, по его данным, средняя оценка дилерских холдингов сейчас составляет 10–13 EBITDA. Сама Inchcape, по расчетам Citigroup, сейчас оценивается в 5,9 EBITDA 2007 г. и 6 EBITDA 2008 г. Это хороший пример того, что стратегические инвесторы готовы платить за перспективный рынок, говорит управляющий директор «Тройки диалог» (консультировала сделку со стороны Musa Motors) Золтон Салай.

Musa управляет 16 дилерскими центрами 10 марок в Москве и области (под брендами Musa Motors и «Борисхоф») и шоурумом Rolls-Royce в Санкт-Петербурге, планирует открыть четыре новых дилерских центра в Москве (существующих и новых марок), а также расширить площади четырех действующих центров. С поглощением Musa Motors Inchcape рассчитывает довести свою выручку в России до 1 млрд британских фунтов в 2009 г. После сделки у Inchcape будет 21 дилерский центр в Москве, включая два дилерских центра Toyota, строящихся совместно с группой «Независимость». Кроме того, у Inchcape уже есть пять салонов в Санкт-Петербурге. Теперь у Inchcape есть платформа для развития в регионах, говорится в сообщении Тетерева, но пока группу интересуют «исключительно крупномасштабные проекты».