Мнение эксперта: Зависть к чужой машине в банк не положишь


Скажите, испытываете ли вы восхищение или уважение к кому-нибудь из-за его автомобиля? Заметьте, я сказал «восхищение или уважение», а не «зависть». Нет таких людей?

Если вам безразлично, на каких машинах ездят другие люди, а им безразлично, какой автомобиль у вас, можно начать серьезный разговор. Для многих автомобиль является одной из основных статей расходов. И автопроизводители из Детройта, Нагои или Штутгарта все время стараются вытянуть из автомобилистов, нынешних и потенциальных, как можно больше денег. Поэтому столько дорогой рекламы, цель которой – убедить потребителей, что покупка какой-то конкретной машины сделает их счастливее, а также привлекательнее в глазах других людей.

Но если абстрагироваться от рекламных образов, легко прийти к выводу, что автомобиль – всего-навсего металлический ящик на колесах, который должен проехать 250 000 км. Он может быть дорогим, не очень дорогим или даже очень дешевым, но суть от этого не меняется: это ящик, который должен проехать 250 000 км (у подержанных автомобилей часть этого ресурса пробега израсходована предыдущим владельцем). Единственная разница между моделями – в цене на километр.

Скрытые затраты

Проблема в том, что на любую машину ее владельцу приходится расходовать гораздо больше средств, чем можно предположить изначально. И дело даже не в страховке, эксплуатационных расходах или процентах по кредиту. Дело в другом: каждый доллар, вложенный в этот ящик на колесах, изымается из кошелька автовладельца и становится недоступным для дальнейших инвестиций – он никогда не принесет прибыли.

Если сэкономить $10 000, купив Toyota Camry вместо BMW, и вложить эти деньги, например, в акции, то при среднегодовом доходе в 10% через 10 лет эта инвестиция превратится в $25 937. При активном вождении машина может как раз за это время исчерпать свой ресурс пробега, и снова можно сэкономить, купив сравнительно недорогую модель, и снова инвестировать неиспользованные средства. Тогда еще через 10 лет совокупный доход от инвестиций составит уже $93 212 ($67 275 от первого вложения плюс еще $25 937 от второго). Разве обладание более дорогим автомобилем стоит этой суммы?

Больше чем деньги

Если водитель действительно собирается проехать на своей машине 250 000 км, она должна соответствовать определенным критериям. Приоритеты могут быть следующими: надежность, безопасность, эффективность и удобство. Для многих людей надежность не будет самым важным критерием, кто-то поставит на первое место безопасность. Но если машина не будет надежной, на ней сложно проездить 10 лет.

Все четыре критерия, безусловно, важны, так что всегда приходится искать компромиссы. Самая эффективная машина вряд ли окажется самой безопасной и удобной. Впрочем, подобные экземпляры встречаются. Машины таких производителей, как Honda и Toyota, постоянно получают высокие оценки за надежность, безопасность и эффективность.

Пижоны могут сказать, что Toyota и Honda – это скучно, но можно и поскучать, если со временем это позволит накопить порядка $100 000 и если при этом водителю будут гарантированы надежность, безопасность, эффективность и удобство.

Пора менять машину?

Конечно, бывают обстоятельства, при которых дожидаться, пока ресурс пробега автомобиля будет исчерпан, не следует. Когда появляются такие новшества, как антиблокировочная тормозная система или подушка безопасности, нужно расстаться со старой машиной, не имеющей этих средств, и пересесть в новую: разница в степени безопасности слишком велика.

Возможно, скоро произойдет новая революция такого рода. Когда автомобили с электрическим двигателем, подзаряжаемым от сети (plug-in), станут привычной реальностью, надо будет переходить на этот более эффективный вид транспорта. Правда, еще предстоит убедиться, что новые машины обеспечивают должный уровень надежности, безопасности и удобства. В любом случае электромобили с таким электродвигателем – огромный шаг вперед по сравнению с сегодняшними гибридными машинами, слишком высокая цена которых не компенсируется экономией углеводородного топлива.

Как бы то ни было, каждый лишний доллар, потраченный на машину (или другой товар стоимостью от нескольких сотен долларов), потерян для инвестиций. WSJ, 20.04.2008, Александр Силонов