Вектор


Все дело в хозяине

РАО «ЕЭС России» распродало почти все активы перед своей ликвидацией. Но продолжает следить за тем, как сдаются бывшими «дочками» новые энергоблоки. На очередном таком совещании предправления РАО Анатолий Чубайс поставил двойку за инвестпрограмму только «Мосэнерго». Контроль в этой компании – у «Газпрома». «Газпром» заявил, что не согласен с такой оценкой. Но недавно он сменил руководство «Мосэнерго». И рынок заговорил, что компания может пересмотрит инвестпрограмму. Например, еще раз подумает над спорными проектами. Особенно над гигантской Петровской ГРЭС почти на $6 млрд (предполагалось построить к 2015 г.).

В области контроля за инвестициями РАО сменят «Системный оператор» и НП «АТС». Именно им ТГК и ОГК будут платить штрафы за несвоевременную сдачу новых объектов. Правда, понятен только максимальный предел таких штрафов – 30% от объема инвестпрограммы или от средней величины между инвестпрограммой и суммой средств, которая привлекалась от акционеров как оплата допэмиссии ОГК и ТГК (последнее – предложение Минэкономразвития, которое в мае должен рассмотреть совет директоров РАО). Точный размер штрафов будет определять Минэкономразвития. «Газпрому» с учетом его административного ресурса вряд ли выставят большой счет. Если столице понадобится какой-то энергообъект, то «Газпрому» придется его построить. Если объект будет не так нужен, то «Газпром» просто договорится с чиновниками.

Уйти по-тихому

Голландский бункеровочный оператор Royal Vopak и российская компания «H-транс» (бывшая «Северстальтранс») создают совместное предприятие, куда внесут акции своих нефтяных терминалов в порту Таллина (у Royal Vopak – 50% Pakterminal, у «Н-транса» – около 80% Estonian Oil Service, EOS). 65% акций СП под названием Vopak EOS получит российская компания, остальное – голландская, но у нее есть возможность до конца августа увеличить свою долю до 75%. Royal Vopak наверняка возможностью воспользуется. Чему наверняка будет рад «Н-транс». EOS – крупнейший терминал Эстонии по перевалке и хранению сырой нефти и различных видов темных нефтепродуктов, но бизнес у россиян не очень клеится. «Северстальтранс» с прошлого года ведет переговоры о его продаже. Особенно актуальным это стало после скандала вокруг памятника советским солдатам в Таллине. РЖД начала ремонт Октябрьской железной дороги в эстонском направлении. Ограничение движения ударило по объемам грузов (преимущественно нефти и нефтепродуктов), идущих из России транзитом через прибалтийскую страну. Источник в «Северстальтрансе» тогда признался, что «россиянам вести бизнес в Эстонии стало невозможно». Теперь после создания СП с голландцами уход российской компании из бизнеса будет лишен политической окраски.

Дело принципа

Россельхознадзор запретил поставки свинины, говядины и мяса птицы с нескольких европейских предприятий. Такое случается довольно часто. Но под действие нынешнего запрета неожиданно попали самые известные и крупные поставщики. Двери в Россию закрылись перед тремя заводами датского производителя свинины Danish Crown, крупным предприятием немецкой Toennies Fleisch (TF) в Ганновере. Специалисты Россельхознадзора нашли в свинине с этих заводов «запрещенные и вредные вещества». Представитель Россельхознадзора называет закрытые предприятия небольшими, а участники рынка подозревают, что запрет является реакцией Россельхознадзора на недавнее поручение премьер-министра Виктора Зубкова сократить поставки импортного мяса. «Нас никто не известил и не объяснил причин. Мы пытаемся это выяснить, связываемся в том числе с германским посольством в Москве», – взволнован помощник директора TF Марк Цвингманн. Сотрудник российской мясной компании близок к панике: «Если поставки с этих заводов прекратятся, то цены на свинину, взлетевшие в последнее время на 20%, могут подняться еще выше. Настораживает сам принцип: Danish Crown – известнейший мировой поставщик, нигде качество его продукции не подвергают сомнению». Объем поставок с запрещенных заводов он не называет. Danish Crown и TF – крупнейшие европейские поставщики свинины в Россию, на них приходится около 20% европейских поставок (ввоз свинины из Европы – 150 000–200 000 т в год, чуть менее половины всего импорта). Правда, закрыт лишь один из трех заводов TF и три из 19 Danish Crown. Так что дело, похоже, правда в принципе.