Выторговал 3%

UC Rusal все-таки купила у Михаила Прохорова 25% плюс 1 акция «Норильского никеля». Теперь алюминиевый холдинг может помешать слиянию «Норникеля» и «Металлоинвеста»
Д. Гришкин

За 25% акций «Норникеля» UC Rusal расплатилась деньгами и 14% своих акций вместо ранее планировавшихся 11%, сообщили вчера UC Rusal и «Онэксим» (компания Прохорова). Денежная составляющая сделки не изменилась, утверждают гендиректор «Онэксима» Дмитрий Разумов и гендиректор UC Rusal Александр Булыгин. А два близких к обеим сторонам сделки источника рассказали «Ведомостям», что Прохорову уже выплачено около $5 млрд. Еще около $2–2,5 млрд он получит в течение года. Для сделки «Норникель» был оценен примерно в $60 млрд, а UC Rusal – в $50–52 млрд, говорят собеседники «Ведомостей».

«Норильский никель»

Крупнейший в мире производитель никеля. Выручка – $7,6 млрд (1-е полугодие 2007 г., МСФО). Чистая прибыль – $3,8 млрд. Владельцы – UC Rusal (25%), гендиректор «Интерроса» Владимир Потанин (25,3%) и выкупаемая им у Прохорова компания «КМ инвест» (8%).

United Company Rusal

Крупнейшая в мире алюминиевая компания. Производство – 4,2 млн т алюминия (2007 г.). Выручка – $14,3 млрд.

Прохоров присоединился к соглашению акционеров UC Rusal, подписанному в 2007 г., а его представитель Разумов вошел в совет директоров алюминиевого холдинга, рассказали «Ведомостям» представители обеих компаний.

Прохоров еще в ноябре обязался до 30 апреля продать UC Rusal свою долю в «Норникеле». Но тогда стороны оценили компанию в $50 млрд. А в марте выяснилось, что на «Норникель» нашелся другой претендент – «Металлоинвест» Алишера Усманова, Василия Анисимова и Андрея Скоча. Они начали переговоры об объединении компаний с Владимиром Потаниным и менеджментом «Норникеля». При этом «Норникель» предприниматели оценили примерно в $60 млрд.

В начале апреля UC Rusal предложила Прохорову закрыть сделку. Но Прохоров отказался. Ему не понравилось, как UC Rusal привлекла $4,5 млрд на сделку. Банки получили право требовать досрочного погашения долга, если до ноября 2009 г. UC Rusal не проведет IPO. Прохоров же в это же время может реализовать свой опцион на продажу акций UC Rusal. Он опасался, что на все сразу у UC Rusal не хватит средств. Вдобавок у Прохорова была альтернатива – продать акции «Норникеля» Владимиру Потанину или «Металлоинвесту». Источник, близкий к «Металлоинвесту», говорит, что акционеры компании предлагали Прохорову в случае срыва сделки с UC Rusal выкупить у него 15–16% акций «Норникеля» за $10 млрд, а оставшийся пакет он обменял бы примерно на 8% объединенной компании.

В итоге UC Rusal была вынуждена поднять цену. Доля «Онэксима» в «Норникеле» с ноября подорожала, так что дополнительные акции UC Rusal отражают эту переоценку, отмечает Разумов. Булыгин же говорит, что условия сделки стали более выгодными и для UC Rusal: «К примеру, мы освобождены от обязанности покупать у Прохорова еще 4% акций «Норникеля», принадлежащих «КМ инвест». Источник, близкий к акционерам UC Rusal, добавляет, что денежная составляющая сделки теперь четко фиксирована. Ранее UC Rusal была обязана выплатить дополнительную премию Прохорову в случае, если бы покупала по более высокой цене акции «Норникеля» у других акционеров.

Прохоров предпочел сделку с UC Rusal, чтобы выполнить свои обязательства перед алюминиевым холдингом, говорит близкий к предпринимателю источник. К тому же у объединенных «Норникеля» и UC Rusal больше перспектив, нежели в случае слияния «Металлоинвеста» и «Норникеля», отмечает собеседник «Ведомостей». Прохоров сохранил за собой и опцион на продажу акций UC Rusal. Ранее его сумма составляла около $5,6 млрд, а сейчас – $7,3 млрд, отмечает источник, близкий к одной из сторон сделки. А вот сам опцион технически был переписан таким образом, что более не будет отражаться в отчетности UC Rusal как отсроченная задолженность, отмечает собеседник «Ведомостей».

Алишер Усманов заявил «Ведомостям», что не считает продажу блокпакета акций «Норникеля» UC Rusal непреодолимым препятствием для слияния «Норникеля» и «Металлоинвеста», – все будет зависеть от оценок компаний и мнения подавляющего большинства акционеров.

Тем не менее теперь именно от UC Rusal станет зависеть будущее сделки по слиянию «Норникеля» и «Металлоинвеста». Близкий к Прохорову источник говорит, что предприниматель не стал бы блокировать сделку по слиянию с «Металлоинвестом», но только если бы тот был оценен не выше $19 млрд.

Но У UC Rusal вообще другие планы. «Мы намерены начать переговоры об объединении [UC Rusal и «Норникеля»] с другими акционерами «Норникеля», – отмечает Булыгин. Причем схемы объединения, по его словам, могут быть разными. Что же касается объединения «Норникеля» с «Металлоинвестом», «нам ничего не известно о предполагаемом формате этой сделки», отмечает Булыгин. Хотя в любом случае, по его мнению, целью сделки должен быть рост стоимости компании, а не оборонительные действия против поглощения конкурентами.

Близкий к «Металлоинвесту» источник говорит, что консультации с Потаниным продолжатся. Но теперь компания начнет подготовку к IPO с тем, чтобы получить справедливую оценку стоимости.

Представитель «Интерроса» от комментариев отказался. Гендиректор «Норникеля» Денис Морозов заявил «Ведомостям», что случившееся – не неожиданность, а менеджмент уже обратился к UC Rusal с приглашением сесть за стол переговоров. Усманов и источник, близкий к Прохорову, не исключают возможности слияния всех трех компаний на взаимовыгодных условиях.