Незаменимый трейдер

«Базовый элемент» Олега Дерипаски не будет единственным владельцем «Русснефти». Долю в компании то ли уже имеет, то ли в ближайшее время получит Glencore

«Русснефть»

нефтяной холдинг. Включает 30 небольших добывающих предприятий, два НПЗ и сеть АЗС. Добыча – 14,2 млн т (2007 г.). Переработка – 7,3 млн т. Акционеры – «Шэддок трейдинг лтд» (Кипр), ЗАО «Евангелика», «Спектр» (по 20%), «Миланфо» (15,2%), «Млада» (15,1%), ОАО «ИК «Надежность» (9,7%).

«Базовый элемент»

частный инвестфонд. Владелец – Олег Дерипаска. Совокупная выручка в 2006 г. – $18,47 млрд.

О том, что Glencore владеет долей в «Русснефти», журналистам сообщил Дерипаска. По его словам, «Базэл» выкупает долю в «Русснефти», раньше принадлежавшую Михаилу Гуцериеву. Glencore же будет партнером «Базэла» в проекте. По его словам, сделка будет закрыта после получения санкции Федеральной антимонопольной службы (ФАС). Сумму сделки Дерипаска не раскрыл. Он лишь отметил, что называвшаяся в прессе цифра в $3 млрд далека от реальности. По оценке предпринимателя, сделка может быть закрыта в течение месяца. Дерипаска добавил, что компания не будет специализироваться на экспорте нефти, ей интереснее развивать в России нефтехимический бизнес.

О размере покупаемой доли Дерипаска ничего не сказал. Равно как и о том, когда Glencore успела стать акционером «Русснефти». Сам трейдер это никогда не комментировал, заявляя, что у него есть доли лишь в нескольких «дочках» «Русснефти» (он также претендует на покупку акций еще трех предприятий).

По итогам сделки у Glencore будет 49% акций «Русснефти», другие 51% – у «Базэла», утверждает источник, близкий к холдингу Дерипаски. ФАС прошлым летом также сообщала, что одна из структур «Базэла» – Continental Group Management претендует на контроль в «Русснефти». То, что Glencore будет младшим партнером Дерипаски, говорили «Ведомостям» и два знакомых Гуцериева.

Но близкий к Гуцериеву источник уверяет, что у Glencore нет доли в «Русснефти». Он предполагает, что она может достаться трейдеру в обмен на доли в «дочках» нефтяной компании и списание долга в размере $1 млрд. Но собеседник «Ведомостей» оговаривается, что пока никаких подобных сделок совет директоров «Русснефти» не рассматривал.

Представители «Русснефти» и Glencore от комментариев отказались.

Когда ФАС вынесет вердикт по сделке «Базэла», представитель ведомства вчера говорить не стал. Все зависит от решений суда по искам Федеральной налоговой службы (ФНС), говорил ранее замруководителя ФАС Анатолий Голомолзин. ФНС требует изъять в госсобственность 68,3% акций «Русснефти» (они арестованы). Служба сочла, что сделки купли-продажи акций компании совершались с целью ухода от налогов, а значит, противоречат нормам морали и нравственности (на основании ст. 169 Гражданского кодекса). Судебные слушания постоянно переносятся, ближайшие – в мае. Они-то и могут стать решающими. В мае может быть опубликовано постановление пленума Высшего арбитражного суда, которое запрещает признавать недействительными сделки на основании ст. 169 по обвинению в неуплате налогов.