Oт редакции: Подготовка к засухе


Своевременно полученная информация о грозящей опасности не всегда означает, что люди заранее подготовятся к ней и попытаются предотвратить катастрофу или хотя бы ослабить ее негативные последствия. Социологическая компания World Public Opinion опросила 14 500 человек в 16 странах (в России исследования проводил «Левада-центр») об отношении граждан к истощению ископаемых энергоресурсов и поиску замены нефти. 70% респондентов считают, что запасы нефти в обозримом будущем будут исчерпаны, 22% полагают, что будут найдены новые месторождения. Кроме Нигерии, где 53% надеются на новые источники, пессимисты во всем мире в большинстве. Соотношение между пессимистами и оптимистами не обязательно зависит от того, является ли страна экспортером или импортером нефти. В частности, в Мексике и Великобритании (83% пессимистов на 13% оптимистов и 85% против 13% соответственно) оно почти одинаково. Среди россиян 53% опрошенных считают, что нефть закончится, 27% полагают, что новые месторождения будут найдены. Гораздо меньше людей, надеющихся на неисчерпаемость нефтяных скважин, в Иране – всего 9%. Аналогичное с российским соотношение пессимистов и оптимистов по поводу будущего нефтедобычи отмечено в Индии (54% пессимистов и 28% оптимистов), Турции (57% и 28%) и Азербайджане (58% и 29%).

Но интересно не только это. Большинство граждан «стран-пессимистов» (за исключением США) полагают, что необходимо ускоренно готовиться к переходу на альтернативные виды топлива. Среди россиян так полагают 34% опрошенных, 37% считают более важной разведку новых запасов, остальные 29% не определились с ответом. Отчасти результаты можно объяснить традиционно негативным отношением к государству как к неэффективному хозяйственнику. Но не только. Наши сограждане часто знают о будущей опасности, но не готовы прилагать усилия к ее предотвращению. По данным «Гэллап-медиа», россияне знают об экологических угрозах не меньше американцев и японцев и больше, чем индусы. При этом 72% американцев и столько же японцев стараются не покупать товары, производство которых наносит ущерб окружающей среде. В России этим озабочены всего 29% опрошенных.