Простые радости

У труппы Дэвида Парсонса репутация одной из лучших в Америке. Что она и подтвердила, выступив в Театре им. Пушкина

Благодаря усилиям Театра наций в Москве впервые побывала компания, имеющая 20-летнюю историю (для современного танца возраст почтительный) и международное признание. Хореограф Дэвид Парсонс выстроил программу не только из своих последних достижений, как это обычно делают его коллеги, но и показал, как он к ним шел, включив в концерт старые постановки.

За годы хореограф умудрился не растерять спортивный задор и молодой энтузиазм. «Сюита Баха» (1993) выглядит родной сестрой совсем новой работы Nascimento Novo (2006). Труппа Парсонса делает все, чтобы в восприятии людей танец превратился в зрелище приятное и доступное каждому. Его танцы – это воплощение всех наших штампованных представлений об американском образе жизни: беспрерывное движение, полное энергии и чистой радости, замутить которую не удается ни кривым ногам, ни лишним килограммам, ни отсутствию выворотности.

Парсонс относится к тем хореографам, которые, если выбора не будет, сочинят танцы и для физкультурного парада, и для ансамбля «Жок», и для фермеров – и везде останутся гвоздем программы. Ну а если возможности позволят, наконец продемонстрирует такое, что никто до него не делал. Например, «Пойманного» (фирменный концертный номер Владимира Малахова), в котором танцовщик благодаря стробоскопу летает по воздуху без приземлений.

Или другой трюк, придуманный тоже благодаря техническим увлечениям, – «Танец рук», где пять человек, у которых в абсолютной темноте светятся лишь оголенные руки, вытворяют ими всякие изобразительные чудеса: то устраивают какие-то потасовки, то складывают картины.

Из-за ограниченных возможностей сцены Театра им. Пушкина эффекта непроглядной тьмы добиться не удалось, и были видны не только руки танцовщиков. Тем не менее без всякого спецоборудования можно было разглядеть, что труппа Парсонса – та лаборатория, из которой подпитываются многие современные хореографы. И, что всегда удивительно для России, произведения необязательные, лишенные раздумий о судьбах человечества тоже могут становиться искусством.