Трижды два

Нельзя сказать, что фильм-концерт U2 3D совсем не вызывает эмоций. Им можно восхищаться, как, допустим, новейшей моделью холодильника, который не нуждается в разморозке, поет караоке и способен вместить слоненка

Этот технический аттракцион для мегакинотеатра IMAX настолько совершенен, что можно даже ничего не смотреть: вас должно впечатлить одно лишь перечисление, сколько трехмерных камер, километров кабеля и гигабайтов информации было использовано при съемках выступлений знаменитой ирландской группы в Латинской Америке в рамках последнего мирового тура Vertigo. Американская компания 3ality Digital, освоившая полный цикл производства 3D-фильмов, сделала все для того, чтобы, уткнувшись в экран высотой с пятиэтажный дом, вы могли получить почти реальное ощущение, что басист Адам Клейтон вот-вот вмажет вам грифом гитары в левое ухо, восторженный фанат из партера ткнет «козой» прямо в глаз (но, слава богу, на вас специальные очки), а Боно с гримасой самого человечного робота Робина Уильямса и фирменной болью в голосе погладит по голове, словно вы голодающий ребенок из Эфиопии.

И что? Вам все равно уже не понять зрителей раннего синематографа, которые пугались отнюдь не трехмерных паровозов и замирали, как суслики, когда на экране возникал крупный план. Технический прогресс приучил нас не удивляться ничему: я бы, право, воспринял как должное, если б невозмутимый Эдж обнажил лебединую сталь гитарного соло в одном из моих карманов, а Ларри Маллен использовал барабанные палочки, чтобы пощекотать мне пятки. Чем изощреннее технология, тем очевиднее симуляция, подмена. В теории 3D-формат должен обеспечить эффект присутствия, на практике он идеально стирает ощущение реальности, превращая музыкантов U2 в персонажей для игровой приставки.

Дайте мне джойстик, я тоже нажму на какой-нибудь фузз. Или скажите на худой конец, где у Боно кнопка выключения пафоса.

Традиционная патетика стадионных героев 80-х, помноженная на высокие технологии, исключает из трехмерного шоу U2 все, к чему можно было бы применить эпитет «живое»: любая эмоция заранее запрограммирована. Система работает без сбоев, расставляя хиты в безупречном порядке, а в кульминационный момент переводя концерт в формат политического митинга, так что, не вставая с удобного кресла и не переставая хрустеть попкорном, вы как бы поддерживаете борьбу за права человека и мир во всем мире. Испытываете приятное гражданское беспокойство и вместе с тем чувство уверенности и стабильности, ведь вы точно знаете, что на первом бисе U2 сыграют One, а на втором – With Or Without You. И миллионы зрителей во всех точках планеты, где есть цифровые кинотеатры, знают это тоже.

И Боно выполнит эту всемирную заявку. И поп-корна хватит на всех. И никто не уйдет обиженным.