Pro Europa: Контурные карты


Прошло три года с тех пор, как 10 мая 2005 г. в Кремле президент Владимир Путин, председатель Еврокомиссии Жозе Мануэл Баррозу и премьер-министр Люксембурга Жан-Клод Юнкер подписали так называемые «дорожные карты» – документ, призванный сохранить динамику российско-европейских отношений в условиях, когда Россия не готова была согласиться на вовлечение в европейскую политику соседства, а задача преодоления взаимного отчуждения после «событий на Украине» и напряженного саммита в Гааге была крайне актуальной. Вряд ли можно было надеяться на реализацию данных «карт» – ведь в документе не обозначалось конкретных задач, которые хотели достичь, указывались всего две даты, к которым приурочивались неясные результаты, и не упоминалось ни одного должностного лица, ответственного за что-либо.

За последние годы отношения между Россией и ЕС разрядились, но конструктивными не стали. Экономическое сотрудничество скрыло организационные неурядицы, но не устранило их. И отчет о развитии общих пространств между ЕС и Россией, недавно выпущенный Европейской комиссией, содержит в основном сообщения о заседаниях рабочих групп, комитетов и подкомитетов, а также констатации несбывшихся ожиданий. В актив можно записать лишь несколько пунктов: вступление в силу с 1 июня 2007 г. соглашения о реадмиссии (так и не приблизившее россиян к безвизовому въезду в ЕС, так как европейцы требовали отмены правил регистрации для иностранцев, которые стали еще более жесткими за последние годы); проведенную в октябре 2007 г. презентацию доклада Eurostat и Росстата по согласованной методике статистических подсчетов; достаточно успешное внедрение Болонского процесса в российских вузах; наконец, множество мелких проектов пограничного сотрудничества (в основном в Северо-Западном федеральном округе). Европейцы, в 2006 г. повысившие квоты на импорт российской стали, никак не продвинулись по пути создания единого экономического пространства. Россия отказалась от европейских предложений включить в обсуждение проблем гуманитарного сотрудничества любые свои ведомства, кроме МИДа, отвергла предложение провести встречу по проблемам расизма и ксенофобии, так и не ратифицировала 14-й протокол Европейской конвенции по правам человека. Нет прогресса в сфере облегчения таможенного контроля и улучшения ситуации в охране интеллектуальной собственности. Спор вокруг платы за транссибирские перелеты, упоминавшийся в «дорожных картах» как практически завершенный, не разрешился, а авиационный саммит в октябре 2007 г. был признан сторонами бессмысленным.

Все карты, которые вычерчиваются Россией и Евросоюзом, оказываются пока только контурными. Их можно принимать, обсуждать и дебатировать – но выполнять принятые обязательства никто не собирается.