Цитата недели


«Если быть более точным, то [Россия] это парламентско-президентская, полупрезидентская республика».

Владимир Плигин, председатель комитета Государственной Думы по конституционному законодательству и госстроительству («Интерфакс»)

До недавнего времени любой единоросс на вопрос о российском государственном устройстве без промедления ответил бы, что Россия – президентская республика. А некоторые добавили бы: суперпрезидентская. И с удовольствием объяснили, почему это идеальный для нашей страны строй. Таковы многовековые традиции, таков патриархальный менталитет русского человека, такова наша география, такова экономическая и геополитическая необходимость: суверенную демократию спасет только вертикаль.

Сильная президентская власть – это была аксиома, имеющая многие следствия. В такой конструкции полагался слабый и несамостоятельный премьер-министр, технический премьер, как полюбили говорить при Путине. Главой правительства фактически был сам президент, почти как в США.

В этой подчеркнуто вертикальной схеме ничтожная роль отводилась и парламенту: перестав быть местом для дискуссий, он становился слепым проводником воли президента, в чьей администрации разрабатывались ключевые законы и проходили главные чтения, – для этого феномена возник даже специальный термин: нулевые чтения. Федеральное собрание отказалось в пользу президента даже от сугубо парламентского органа контроля за исполнительной властью – Счетной палаты. Ее тоже подчинили Путину.

Но не успел он переместиться в кресло премьера и возглавить партию парламентского большинства, как те же единороссы стали высказывать сомнения не только в необходимости вертикали, но и в том, что она реально существует. По наблюдению Плигина, «у нас сохраняется статус полупрезидентской республики <...> что связано с полномочиями Госдумы по назначению председателя правительства». Депутат имеет в виду чисто формальное право не утвердить премьера, каковым Госдума в этом веке ни разу не попыталась воспользоваться.

На деле Плигин говорит о модели, доселе не существовавшей. Но предпосылки к формированию которой уже появились – такие как подотчетность премьеру губернаторов или его статус председателя правящей партии. Наверное, Путин при желании сумеет сделать Федерацию полу-, а то и четвертьпрезидентской. Но весь вопрос в том, как сделать эту реформу обратимой. Чтобы новая система не помешала уже через четыре года восстановить президентскую власть во всем блеске ее авторитарности.