Дмитрий Козловский: «Мы начали думать более глобально», - Дмитрий Козловский, президент и основной акционер группы компаний Incom-Auto

Стагнация продаж автомобилей в России начнется в 2014 г., предрекает Дмитрий Козловский из Incom-Auto. У него есть свои рецепты, как сохранить прибыль компании на падающем рынке
Д. Гришкин

1991

Дмитрий и его старший брат Сергей Козловский учредили фирму «Малое предприятие «Инком», занимавшуюся торговлей

1993

братья разделили бизнес, и Дмитрий возглавил компанию «Инком-Лада» (позднее «Инком-авто», в настоящее время – Группа компаний Incom-Auto). Сергей сейчас основной владелец корпорации недвижимости «Инком»

17,6

млрд руб. – таково состояние Дмитрия Козловского по оценке журнала «Финанс»

Группа компаний Incom-Auto

продажа автомобилей. Выручка – $940 млн (2007 г., УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ). Чистая прибыль – $22 млн. АКЦИОНЕРЫ: 90,1% акций ПРИНАДЛЕЖИТ ДМИТРИЮ КОЗЛОВСКОМУ, остальное – у инвестфонда AIG Russia Century Fund, принадлежащего компании AIG. Incom-Auto занимает 1-е место по продажам автомобилей Lada, Chery и Daewoo, входит в тройку лидеров по продажам Fiat, SsangYong, Hyundai, Kia, ГАЗ. Incom-Auto – официальный дилер Ford, Opel, Chevrolet, Cadillac, Volvo, Volkswagen, Skoda, Honda, Renault, Peugeot, Fiat, SsangYong, Hyundai, Kia, Chery, Geely, ZX, JMC, Foton, Daewoo, Sens, ВАЗ, ГАЗ, УАЗ. Официальный дистрибутор китайских автомобильных заводов Geely International Corporation, Jiangling Motors Co., Hebei Zxongxing Automobile Co, Sales Co (ZX).

Всего два года назад россияне покупали отечественных автомобилей больше, чем иномарок. Но в 2006 г. произошел перелом: автомобили иностранных марок впервые обогнали продукцию «АвтоВАЗа» и других российских заводов. В 2007 г. в России было продано 1,65 млн иномарок (+61% к 2006 г.). Даже если учесть, что в 2006 г. рост составил 65%, темпы почти фантастические. «Когда будет спад?» – пожалуй, если окажетесь в месте, где будет присутствовать больше одного представителя автоиндустрии, более модного вопроса не услышите. Но на вершину списка модных уверенно поднимается другой вопрос: «Как готовиться к спаду?» Дмитрий Козловский агрессивно наращивает портфель «своих» марок, идет в регионы и думает, как повысить лояльность покупателей.

– Через какое время рынок будет готов к объединению крупных игроков, скажем Incom-Auto и «Автомира»?

– Предложений подобного рода мы не получали и сами их не делали. Потенциально может случиться все, что угодно, но предпосылок для таких переговоров пока еще не возникло. У каждого крупного игрока есть свой стратегический курс развития, каждый считает, что ему выгоднее сейчас развиваться одному, у всех свои стандарты управления. На этапе бурного роста заниматься еще и глобальным слиянием технически крайне тяжело. Думаю, эти разговоры могут начаться, но лет через пять.

– Судя по отчетности компании, в 2007 г. направления деятельности группы росли с разной интенсивностью: выручка от продажи автомобилей – на 83,6%, а от сервиса и продажи запчастей – на 51% и 53% соответственно. Почему?

– Что такое автомобильный бизнес? Это продажа автомобилей и их обслуживание. Автомобиль продается, но обслуживание начинается через 10 000–15 000 км пробега в зависимости от марки. Поэтому продажи увеличиваются, а выручка от обслуживания и ремонта появится позже.

– Inchcape сообщила, что рентабельность ее бизнеса в России в прошлом году составила 6,6%. Какова рентабельность вашего бизнеса?

– Рентабельность автомобильного бизнеса в целом по стране – порядка 3%. У нас примерно такие же показатели. Естественно, есть марки с более высокой рентабельностью, есть с более низкой. Inchcape приобрела действующие технические центры, поэтому у них и рентабельность выше.

– Какая доля выручки должна приходиться на продажи, какая – на сервис и другие направления, скажем, через пять лет, чтобы бизнес компании был стабилен?

– Доля сервиса и продаж дополнительного оборудования должна составлять порядка 7–10%, доля продаж автомобилей – порядка 90% выручки. При таком соотношении они дают почти одинаковый маржинальный доход. Однако необходимо развивать не только направления бизнеса, но и его географию. Региональное развитие – один из приоритетов Incom-Auto. Доля регионов в общем объеме выручки в дальнейшем вырастет до 50%. На сегодня нет стагнирующих регионов, где нет смысла делать бизнес. Есть города с населением 100 000–200 000 человек, где эффективность вложений пока под вопросом.

– Важен ли бренд салона, где покупают автомобиль?

– Абсолютно неважен. Если человек идет в «Ашан», он рассчитывает на определенные стандарты торговли в этих магазинах. В автомобильном ритейле стандарты продажи задает производитель. Поэтому не имеет значения, будет это Incom-Auto или другая фирма, стандарты должны быть одни и те же. Другой вопрос, что у Incom-Auto уже есть определенные технологии, мы можем правильно научить людей, правильно их замотивировать, правильно направить финансовые ресурсы, правильно создать маркетинговую политику в регионах – эти стандарты позволяют нам работать эффективнее, чем игроки, у которых такого опыта нет.

– В прошлом интервью вы много говорили о китайском направлении. Его развитие оправдывает ваши ожидания?

– На сегодняшний момент объемы несколько ниже тех, что мы планировали и на первый, и на второй год. Когда мы начинали работу, планировали собрать на заводе «Амур» в 2007 г. 17 000 автомобилей. Реально было собрано чуть ли не вдвое меньше. Были определенные барьеры, которые препятствовали нашему расширению, – «Амур» так и не получил льгот на сборку автомобилей. Если китайцы войдут сюда со своими инвестициями и не будет препятствий для их развития, продажи будут гораздо выше.

– Сколько китайских автомобилей вы уже продали?

– По итогам 2007 г. – 5547 автомобилей. Пока не стоит ожидать каких-то больших результатов по этому направлению. Мы, конечно, наработали огромный опыт. С точки зрения экономических показателей мы ничего не потеряли: заводов мы не строили, размещали заказы на уже существующих предприятиях. Мы приобрели определенный имидж в глазах китайских производителей, показали, что можем решать серьезные вопросы. В общем, нам эта программа принесла только положительный результат...

– ...которым стал лишь опыт или все же заметный объем продаж автомобилей?

– Объем продаж мог бы быть в 2–3 раза выше в другой ситуации.

– Давайте допустим, что китайских машин абсолютно достаточно и все объявленные планы сборки исполнены. Вы считаете, что продажи были бы существенно выше?

– Модельный ряд «китайцев» на сегодняшний день крайне ограничен. Кроме того, смена модельного ряда у них не происходит так быстро, как этого хотелось бы. Когда будут подходящий модельный ряд и вменяемые дилеры, потребление китайских автомобилей очень быстро разовьется.

– В прошлом году представитель Incom-Auto заявлял, что компания приобретает долю в заводе «Амур». Сделка не состоялась?

– Мы не приобретали долю. Это будет целесообразно в том случае, если на заводе откроют полноценное производство с вложениями с китайской стороны. Тогда мы готовы рассмотреть вопрос.

– А другие возможности сборки «китайцев» вы не изучали?

– Данная мера не изменит ситуацию со статусом сборки и не позволит нам получить дополнительные преимущества.

– Почему компании, занимающиеся дистрибуцией Geely, ZX и JMC, принадлежат вам, но не включены в структуру Incom-Auto?

– Есть три дистрибуторские компании, каждая из которых занимается своей маркой. Все они в марте включены в структуру группы, показатели консолидированы в отчетность. Для подготовки сделки с инвестфондом AIG группа оценивалась без учета этих марок, поэтому они были консолидированы только после того, как мы договорились о пропорциональном инвестировании.

– Почему вы не получили эксклюзивные права на дистрибуцию Chery?

– Chery строила свою политику таким образом, чтобы создать представительство. Это политическое решение, оно никак не связано с результатами нашей работы. Теперь им надо искать выход из той ситуации, которая сложилась с «Автотором».

– После разрыва отношений им нужно искать новые возможности для сборки?

– У Chery два варианта: искать новых производителей и договариваться о благоприятных условиях для промсборки или налаживать прямой импорт. Прямой импорт будет обозначать, что автомобиль подорожает, будет потеряно их главное конкурентное преимущество – цена.

– Cотрудничество с несколькими партнерами одновременно – это специфика китайского бизнеса?

– Они новички в европейском бизнесе, у них нет 300–400-летних традиций ведения дел. Это молодая страна с точки зрения рыночной экономики, но там уже сложились свои принципы и правила ведения бизнеса. Они пытаются обезопасить себя со всех возможных сторон.

– А в российском авторитейле такая логика работает?

– Как вы сами считаете?

– Мне кажется, вас как компанию это может задеть.

– Обижаться – это эмоции, они не должны влиять на принятие решения. Конструктивные решения всегда лучше, чем «нам не нравится ваша позиция, давайте разойдемся». Китайская программа остается перспективной, и у нас нет ни малейшего желания ее сворачивать.

– Будете ли вы расширять портфель китайских марок?

– У нас уже есть три марки, я думаю, пока этого достаточно. Если на китайском рынке будут появляться интересные игроки с интересным модельным рядом, мы готовы обсудить варианты сотрудничества. Переговоров мы сейчас ни с кем не ведем.

– За 2007 г. и начало 2008 г. Incom-Auto существенно расширила портфель марок: вы подписали соглашения с Volvo, Volkswagen, Skoda, Honda, Peugeot и протоколы о намерениях с Nissan, Toyota, Mazda и Hyundai. Почему именно эти марки?

– Мы должны иметь в своем портфеле и развивать в первую очередь те марки, которые занимают первые 10–15 мест по объемам продаж. Все, что вы назвали, – это перспективные марки. Многие начали или готовятся начать местное производство, а значит, они будут здесь широко востребованы. Наконец, у всех этих марок интересная для дилеров экономика.

– Чьими еще дилерами вам хотелось бы быть? С кем еще ведете переговоры?

– Мы хотели бы иметь в портфеле такие марки, как Mitsubishi, Mercedes, Audi, BMW, Infinity и Lexus.

– Сколько вы инвестируете в строительство центрального склада автомобилей в Подольске?

– Логистический центр – это вынужденная мера, связанная с тем, что дилерский контракт с «АвтоВАЗом» от нашего имени подписала только одна компания, а дилерских центров «АвтоВАЗа» у нас несколько. Развозить свои автомобили по всем нашим центрам «АвтоВАЗ» не может, поэтому мы должны их где-то централизованно принимать и уже потом развозить. То же самое касается ГАЗа, корейской и китайской программ. Сумма инвестиций составит порядка $10 млн.

– Продажи «АвтоВАЗа» в прошлом году выросли, а его продукции в Incom-Auto снизились. Почему?

– Рост происходит за счет регионов. В Москве продажи падают, в 2007 г. – на 33%. В то же время продажи Incom-Auto [вазовских автомобилей] снизились всего на 3,2%. Inсom-Auto остается лидером продаж автомобилей Lada в России. Сейчас мы в первую очередь развиваем строительство автоцентров тех марок, у которых наиболее эффективная экономика. Целенаправленного желания отойти от «АвтоВАЗа» у нас нет. Эта программа приносит нам более 20% оборота. У «АвтоВАЗа» есть перспективы, и сейчас, когда туда зашла Renault, они будут реализованы: они начнут менять и модельную линейку, и принципы продвижения, будут более четкая дилерская политика и более современный продукт. Поэтому я не вижу смысла отказываться от этой программы. Другой вопрос, что пока есть более интересные с точки зрения инвестиций проекты. Мы понимаем, что требования «АвтоВАЗа» к дилерам будут приближаться к тем, которые сейчас есть у Renault.

– Но среди региональных дилеров «АвтоВАЗа» по-прежнему много площадок под открытым небом, в страшноватых местах.

– В последние 2–3 года дилерская сеть «АвтоВАЗа» значительно изменилась, требования к дилерам стали гораздо серьезнее. То, о чем вы говорите, было порядка пяти лет назад. Как только появится экономически более интересный продукт, тут же найдутся желающие инвестировать в его продвижение.

– Вас интересуют соседние страны – Украина, Белоруссия, Казахстан?

– Мы ведем переговоры на Украине, и я думаю, что в ближайшее время там могут появиться наши центры.

– Покупаете или строите?

– И то и другое. В первую очередь нас интересуют, конечно, все крупнейшие города: Киев, Днепропетровск, Запорожье, Донецк, Харьков.

– В прошлом году вы продали около 10% акций стороннему инвестору – инвестфонду AIG Russia Century Fund. Как долго вели с ним переговоры? Как изменилась компания с появлением среди акционеров AIG?

– В общей сложности переговоры длились больше полугода. Кардинальных изменений [после сделки] не последовало. Представители AIG принимают участие в работе совета директоров, обсуждают вместе с нами стратегические вопросы, мы совместно принимаем решения. Отчасти они в положительную сторону повлияли на наш менталитет: мы начали думать более стратегически, может, более глобально. У нас появились знакомства с профессионалами западного автомобильного бизнеса и финансистами. Наверное, будут и другие изменения, но о них я пока говорить не стану.

– Когда вы объявляли о сделке, обещали раскрыть сумму после ее завершения. Насколько я знаю, сделка закрыта еще в прошлом году.

– Мы не раскрываем ее [сумму].

– Участвует ли AIG в финансировании покупок и развития Incom-Auto в целом?

– Нет, развитие происходит на средства группы. Они ведь уже заплатили за свой пакет.

– Акционерное соглашение обязывает компанию стать публичной?

– Мы должны провести IPO не позднее пятилетнего срока с момента вхождения AIG в группу (июль 2012 г. – «Ведомости»). IPO планируется, мы к этому готовимся, но возможная дата будет зависеть от состояния группы.

– Раньше вы говорили, что IPO запланировано на 2009 г.

– Возможно, если группа достигнет нужного состояния. Инвесторов интересуют два параметра: финансовые показатели и перспективы развития. Поэтому компании нужны хорошие перспективы роста, а не просто количество автоцентров и число проданных машин.

– Но участники рынка каждый год ожидают замедления темпов роста.

– Мы не торопимся на биржу сломя голову. С другой стороны, у нас есть ограничения, которые обусловлены нашим договором с AIG.

– На недавней встрече с аналитиками вы говорили, что портфельным инвесторам может быть предложено еще 5% до конца года. Для чего?

– Да, мы рассматриваем такой вариант. Это делается для создания возможности дополнительного привлечения заемного финансирования. На 1 единицу собственного капитала планируется привлечь до 2 единиц заемного.

– Сколько вы планируете выручить за пакет?

– Это коммерческая информация, разглашать которую я не могу.

– Значит ли это, что компании недостаточно заемных средств для развития? Выбран ли уже инвестор (или планируется проведение private placement для группы фондов)?

– Компания растет стремительно, чтобы поддержать эту тенденцию, нужны деньги. В данный момент инвестор не выбран, но мы рассматриваем возможность участия только одного солидного инвестора.

– Что вы покупаете, проводя сделки M&A в регионах: автоцентры, компании, землю?

– Если брать последние приобретения, мы покупали дилеров и получали «по наследству» все, что у них было, в том числе права долгосрочной аренды на землю. Если земля в аренде, мы не будем сейчас отвлекать человеческие ресурсы на то, чтобы ее переоформить в собственность. С точки зрения капитализации компании я пока не вижу такой необходимости.

– А стратегически вам необходимы права собственности на землю под вашими центрами?

– Новые центры мы стараемся строить на собственной земле.

– Оправдал ли ваши ожидания проект Incom Premium?

– Этот проект занимается только продажами Volvo. Это довольно успешная марка: в 2006 г. они продали около 11 000 автомобилей, в 2007 г. – более 21 000, в этом году собираются продать почти 30 000. Нас всегда интересовало направление premium-брендов. Пока идет этап становления всех бизнес-процессов в этом проекте, но по итогам I квартала автоцентр в Строгине стал лидером по сумме показателей качества обслуживания среди всех дилерских центров Volvo в России.

– Будет ли Incom Premium заниматься продажами других автомобилей этого сегмента?

– Решение об этом бренде было совместным с представительством Volvo. Если у нас появятся другие premium-марки, они будут продаваться под другими брендами. Думаю, в этом году мы начнем переговоры еще с несколькими премиальными марками.

– То есть салоны Cadillac, например, вы не будете ребрендировать?

– Cadillac сейчас продается в «Тринити моторс», мы пока сохранили этот дилерский бренд.

– Вы как-нибудь готовитесь к замедлению рынка и стабилизации объемов продаж?

– Очень важный вопрос. По оптимистическим прогнозам, стагнация начнется в 2014 г.

– Некоторые ваши коллеги считают, что замедление будет уже в этом году.

– Судя по итогам I квартала, замедления в этом году не будет, да и в следующем вряд ли. Оно может начаться в 2010 г., а к 2014 г. эта нисходящая кривая перейдет в горизонтальную прямую. Готовиться к этому моменту надо за счет повышения лояльности покупателей: это личный мастер, дополнительное обучение персонала, изменение его мотивации и ориентация на большее количество повторных покупок. В итоге сервис должен начать приносить больше, чем продажи.

– Развиваете ли вы направление торговли подержанными автомобилями?

– Да. Сейчас мы это делаем только в уже существующих центрах. Кроме того, продолжает увеличиваться доля кредитных продаж: сегодня они составляют порядка 40%, в то время как на Западе – до 80%. Соответственно, в этом направлении тоже нужно работать.

– Вы замечаете ужесточение требований к заемщикам в последние месяцы?

– Требования действительно несколько повысились. Но это не вызвало существенного снижения процента тех людей, которые хотят приобрести автомобиль в кредит. Проблема повышения ставок больше отразилась на нас, чем на наших клиентах: для нас кредиты стали более дорогими, и получать их стало тяжелее.

– Насколько выросли ставки для вашей компании?

– В среднем на 3 процентных пункта. Раньше ставка была 10–11%, сейчас – 13–14% в зависимости от банка и условий. Нельзя сказать, что это замедляет наше развитие, но вызывает дополнительные технические трудности.

– Ваш брат Сергей – основной акционер агентства недвижимости «Инком». Вы советуетесь с ним по деловым вопросам?

– Нет, Сергей очень занятой человек, у него масса своих вопросов и задач. Управленческие решения, строить ли центр в том или ином месте, принимаются у нас на уровне департамента развития.

Автомобильная арифметика

34 автоцентра принадлежит Incom-Auto в Москве, Санкт-Петербурге, Нижнем Новгороде, Рязани, Липецке, Тольятти, Саратове, Калуге, Калининграде, Белгороде и Старом Осколе. $30–35 млн в год составляет оборот одного автоцентра в регионах. Оборот одного московского автоцентра – $150–200 млн. «Поэтому открыть один московский автоцентр – это все равно что открыть пять региональных центров, – говорит Козловский. – Это очень, с одной стороны, правильно с точки зрения оборота, но с другой – в Москве зоны по всем маркам уже распределены и в регионах развиваться дальше легче». $15 000 средняя цена автомобиля, продаваемого Incom-Auto, по итогам 2007 г. «Но с расширением портфеля брендов и увеличением продаж более дорогих марок она [средняя цена] увеличивается: в этом году она может составить $16 000–16 500», – говорит Козловский. При этом в среднем по рынку в прошлом году у автодилеров цена продажи одного автомобиля превышала $19 000. «У нас первое место в России по продажам автомобилей Lada, Chery и Daewoo. Поэтому наш показатель несколько ниже рыночного», – поясняет Козловский.