Невыгодные коровы

Цены на сырое молоко в России снижаются, фермеры снова заговорили о «нерентабельных коровах». При этом пакет молока в магазине вряд ли подешевеет
Д. Гришкин

Молочные реки. 23,2

миллиарда долларов – емкость рынка молочных продуктов России (данные CVS Consulting)

32

миллиона тонн сырого молока произвели в 2007 г. во всех хозяйствах (данные Росстата)

150

тысяч тонн сухого молока в год потребляют в России (эквивалент 1,5 млн т сырого молока)

Счастье фермеров было недолгим: после взлета осенью 2007 г. цена на сырое молоко снова начала снижаться. «Сейчас мы покупаем молоко у населения и фермеров по 7,5 руб. за литр, – говорит гендиректор «Русбелагро» (заводы в Тамбовской и Московской областях) Виктор Акуленин. – А зимой цена доходила до 23 руб. за литр». «Самая лучшая цена, по которой нам удается продавать молоко сейчас, – 13,5 руб. за литр при объеме поставок не менее 40 т в сутки, жирности 4% и содержании белка 3,4%, – говорит президент ГК «Русские фермы» Андрей Даниленко. – Это молоко мы продаем «Юнимилку», хотя перед Новым годом поставляли ему же по 20 руб. за литр». «Цены за два месяца упали с 13 до 8 руб., сейчас они составляют 8,4–11,2 руб. за литр», – подтверждает замминистра АПК Нижегородской области Владимир Макарычев.

Цены высушили

На цену российского сырого молока повлияло снижение мировых цен на сухое молоко, считает генеральный менеджер молочного департамента Olam International Александр Поляк: осенью 2007 г. сухое молоко стоило $5000–5100 за 1 т в Европе и $4300–4400 в Белоруссии, сейчас европейское сухое молоко стоит $3200 за 1 т, белорусское – $2800 за 1 т. «В 2006 г. Европа недопроизвела 90 000 т сухого молока, Новая Зеландия – 50 000 т. При общем объеме мировой торговли в 1,1 млн т недостаток более чем в 10% вызвал ажиотажный спрос в 2006–2007 гг., который откликнулся и в России в 2007 г. Но теперь трейдеры поняли, что молока в мире достаточно, и цены снизились», – объясняет Поляк. Цена сырого молока в России будет снижаться дальше, прогнозирует исполнительный директор Молочного союза Владимир Лабинов. «В сезон самого высокого предложения, в мае – сентябре 2008 г., цена может составить 8–10 руб. за литр», – прогнозирует Поляк.

Пить стали меньше

На снижение цены повлияло и поведение потребителей: они оказались психологически не готовы покупать молочную продукцию так дорого. По данным Nielsen, цены на молочную продукцию к зиме 2007–2008 гг. выросли на 20–23%, в результате их потребление снизилось на 11% к началу 2008 г. На восстановление спроса понадобится полгода, прогнозирует Лабинов. «У производителей сыра и масла – наиболее емких по потреблению сырья продуктов – затоваривание. Они сократили объем закупок сырого молока», – говорит Лабинов. По данным Росстата, в I квартале 2008 г. производство сыра упало на 3,2% из-за снижения импортных пошлин.

Влияет на рентабельность

Пока производство молока для «Русских ферм» рентабельно, говорит Даниленко: себестоимость литра – 11 руб. (текущая цена продажи – 13,5 руб.), но это продукция проектов, запущенных в 2007 г. «Для новых проектов при цене ниже 15 руб. рентабельность будет отрицательной», – вздыхает он. Хозяйства Нижегородской области, взявшие кредиты, справляются со своими обязательствами, но дальнейшее падение цены (например, до 6–7 руб.) может привести к кризису, предупреждает Макарычев из нижегородской администрации. Даниленко надеется, что к осени-зиме 2008 г. ситуация выровняется, но «многие хозяйства не доживут до этого».

На полках по-прежнему

Лабинов говорит, что практически все крупные переработчики думают о снижении цены на молочную продукцию. «Мы видим снижение цен на сырое молоко», – сказал директор по корпоративным вопросам «Юнимилка» Павел Исаев. «Ситуация с сырьем стабилизировалась, и подорожания молочных продуктов на полке магазина в 2008 г. не будет. Возможно, на некоторые группы товаров социального ассортимента мы даже снизим цены», – говорит представитель ВБД Марина Каган. «Покупатель не увидит снижения цены на полке магазина. Просто ритейлеры и переработчики будут чувствовать себя лучше в финансовом отношении», – сомневается Даниленко. «Повышать цену мы точно не будем – страдает спрос. К тому же есть давление властей всех уровней, – резюмирует топ-менеджер молочной компании. – Переработчики постараются отбить потери, которые несли осенью и зимой, надо отдавать кредиты». По данным материалов презентации для инвесторов ВБД, в 2007 г. дополнительные затраты компании на покупку подорожавшего сырья составили $194 млн.