Лучше бензин – ниже налог

Чиновники хотят взимать акцизы на бензин в зависимости от его качества: чем выше класс топлива, тем меньше налог. Но совокупная налоговая нагрузка на заводы вырастет на треть, а бензин подорожает

В среднем акцизы на бензин к 2011 г. вырастут на 48–52%, подсчитала Наталья Мильчакова из ФК «Открытие». Но это не ударит по доходам нефтяных компаний, так как рост налогов будет компенсирован подорожанием топлива, считает она. Оптовая цена на бензин увеличится за этот период на 55–60%, а розничная – на 60–70%, прогнозирует Мильчакова, отмечая, что дифференциация акцизов заставит нефтяников перейти на выпуск бензинов «Евро-4» и «Евро-5» и это внесет дополнительный вклад в рост цен на бензин, так как часть мощностей НПЗ придется закрыть на реконструкцию, что в краткосрочном аспекте сократит предложение нефтепродуктов в регионах. По мнению Мильчаковой, предложения Минфина могут встретить оппозицию в лице армии и сельхозпроизводителей, которые в больших количествах используют низкооктановый бензин. «Но топливное лобби сегодня заметно сильнее, так что эти предложения должны пройти», – заключает она.

Минфин подготовил предложения по дифференциации акцизов на бензин на 2009–2011 г. (см. таблицу). Суть предложений вчера передал «Интерфакс» и подтвердил сотрудник Минфина. Это предварительные предложения, которые разосланы на согласование в профильные ведомства, подчеркнул он.

Согласно предложениям ставки акциза на наиболее качественный бензин (4-й и 5-й классы) будут ниже, чем сейчас. А существенный рост ставки на бензин 3-го класса с 2010 г. связан с тем, что в соответствии с утвержденным техническим регламентом его производство должно быть прекращено к концу 2009 г. Зато акциз на низкокачественный бензин (с октановым числом 80 и 92) вырастет уже с 2009 г.

Минфин считает, что увеличение акциза на низкокачественный бензин не должно привести к сильному росту цен: бензин с октановым числом до 80 может подорожать примерно на 1 руб./л. Разница в ставках должна обеспечить производителям возмещение затрат на повышение качества бензина, говорит чиновник.

Нефтяники и сами не раз просили правительство дифференцировать налогообложение топливных производств, чтобы стимулировать модернизацию нефтепереработки.

По оценке аналитика ИФК «Солид» Дениса Борисова, для среднего российского НПЗ, если его не модернизировать, налоговая нагрузка в 2011 г. вырастет на 30%. Трудно судить, насколько предлагаемые меры простимулируют нефтяные компании к модернизации переработки, ведь у каждого завода своя специфика, своя экономика, рассуждает эксперт. С уверенностью можно лишь сказать, что идеи Минфина на руку компаниям, уже имеющим продвинутые НПЗ, – «Лукойлу» и ТНК-ВР, которые будут активно наращивать объемы переработки, полагает Борисов.