Общество опасного типа

Госкорпорации задуманы как инструмент эффективного использования государственных ресурсов. Но как раз в их эффективности эксперты и сомневаются

Как задумано

В 2007 г. было создано шесть государственных корпораций. Их можно поделить на две группы: имеющие конкретные цели создания и лишенные таковых. К первой относятся «Олимпстрой» (строительство олимпийских объектов), Фонд содействия реформированию ЖКХ (раздача денег на капремонт), «Росатом» (реформа атомной энергетики) и даже «Роснанотех» (фактически – финансирование инновационных проектов). Ко второй – Банк развития и «Российские технологии». Цель создания «Ростехнологий», как сказано в законе об этой корпорации, – «содействие разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции путем обеспечения поддержки на внутреннем и внешнем рынках российских организаций – разработчиков и производителей <...> привлечения инвестиций в организации различных отраслей промышленности». Банку развития поручено осуществление «инвестиционной, внешнеэкономической, страховой, консультационной и иной <...> деятельности по реализации проектов в Российской Федерации и за рубежом». Так что, например, интерес Банка развития к акциям EADS и успехи «Ростехнологий» в получении контроля над «АвтоВАЗом» или «Эйрюнион» вполне соответствуют букве закона. «Технология – это все, поэтому можно брать все, что угодно», – иронизирует замруководителя комитета РСПП Владимир Рудашевский.

Под целевые задачи Банка развития, «Олимпстроя», «Роснанотеха» и корпорации ЖКХ бюджет выделил 795 млрд руб., отмечает директор департамента ФБК Игорь Николаев.

Создание госкорпораций продиктовано желанием диверсифицировать экономику: власть хочет управлять страной, влиятельной не только за счет нефти и газа, и сейчас у нее появились деньги для развития других отраслей, говорит главный экономист «Тройки диалог» Евгений Гавриленков. Выведение любой серьезной продукции на конкурентоспособный уровень без господдержки невозможно – оно требует времени, в течение которого проект нерентабелен и поэтому не интересен частному бизнесу, в этом плане создание госкорпораций оправданно, согласен научный руководитель Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Ясин.

Мода на госкорпорации вызвана избыточной жесткостью Бюджетного кодекса и других нормативных актов, регламентирующих использование бюджетных ресурсов, добавляет проректор ВШЭ Андрей Яковлев: например, Федеральным государственным унитарным предприятиям (ФГУП) передать средства напрямую невозможно. А особый правовой статус госкорпораций позволяет оперативно распределить деньги, уточняет Николаев: госкорпорация, в отличие от ФГУПа, становится собственником переданных ей государством средств и имущества.

Как сделано

Но именно повышенная самостоятельность госкорпораций вызывает опасения экспертов. Получая в собственность бюджетные средства и имущество, госкорпорация не имеет жестких, как ОАО с госучастием, обязательств по раскрытию информации. На нее не распространяется закон о банкротстве; она некоммерческая организация и не обязана зарабатывать прибыль. Контроль над корпорациями минимален, критерии оценки их эффективности размыты – поэтому их и создавали, тут смысл не экономический, а иной, уверен глава комитета по промышленной политике Совета Федерации Валентин Завадников.

Создание госкорпораций осуществлялось отдельными, неунифицированными законами. Госкорпорации фактически выведены из правового поля, говорится в докладе Совета Федерации о состоянии законодательства в России. Их функции ничем, кроме Конституции, не ограничены: госкорпорация может заниматься нормотворчеством, надзором и контролем, продолжают авторы доклада. Таким образом, происходит конвертация исполнительной власти в вид экономической деятельности, заключают они.

Это ставит под сомнение достижимость поставленных перед госкорпорациями целей. «Ресурсы [в госкорпорациях] будут использоваться наименее эффективно», – предвидит Завадников. Искусственная диверсификация снижает норму прибыли, централизация – конкуренцию и вместо модернизации может получиться застой, опасается Рудашевский.

Задачи, поставленные перед госкорпорациями, вполне решаемы при других правовых формах, считает Николаев. Так, банки развития во всем мире обычно создаются в форме АО, «Роснанотех» функционирует как обычный фонд фундаментальных исследований, а «Олимпстрой» вырос из федеральной целевой программы и вполне мог бы ею и остаться, уверен эксперт.