Oт редакции: ИПЦ всему


Виктор Зубков в последний день работы премьер-министром согласился значительно повысить тарифы госмонополий. А вот пакет антиинфляционных мер уходящее правительство рассмотреть не успело. Рост тарифов – не самый важный фактор инфляции, но это факт, позволяющий констатировать поражение правительства в борьбе с растущей инфляцией.

В апреле индекс потребительских цен (ИПЦ), по данным Росстата, составил 1,4% (за четыре месяца – 6,3%, в годовом выражении – 14,2%). По оценке замминистра экономического развития Андрея Клепача, рост тарифов в 2009–2011 гг. добавит инфляции 0,5–1,4 процентного пункта. Большинство экономистов считают влияние роста тарифов естественных монополий на инфляцию незначительным – не более 10% (т. е. 90% роста дают другие факторы). Тем не менее тарифы монополий – ценообразующие для промышленности, и их резкий рост вызовет рост цен в производстве (в том числе продуктов питания). При гибкости спроса это повлияло бы лишь на структуру инфляции: доля расходов на услуги монополий в потребительской корзине увеличивается, но сокращается доля расходов на продукты и промышленные товары, что в конкурентной экономике приводит к снижению цен на них. Но вот беда: экономика недостаточно конкурентна.

Перед Минэкономразвития сейчас стоит задача «максимального использования антиинфляционного потенциала конкуренции и снижения тем самым вклада немонетарных факторов роста цен», говорится в опубликованном вчера докладе Эльвиры Набиуллиной. Это очень сложная задача, потому что нынешний курс на усиление роли государства в экономике и увеличение госинвестиций, кроме прямого давления на частные компании и прямого воздействия на рост цен (расходы бюджета выросли в прошлом году на 40%), ухудшает инвестиционные условия для негосударственного бизнеса. Мягкая бюджетная политика приводит к росту инфляции – растет стоимость заимствований.

Вполне возможно, что новый премьер пойдет на жесткие решения. Очевидно, что в условиях мирового инфляционного тренда экономическая политика должна быть тем более четкой.