Ценности: Выход из кризиса будет долгим


Вот нынешний аналог фразы о том, что если у бедных нет хлеба, то пусть едят пирожные: «Базовая инфляция успешно сдерживается». Базовая инфляция – это такой хитрый инструмент, из которого исключены товары, слишком быстро дорожающие: пища и топливо. Эта уловка нравится некоторым главам центробанков, но для потребителей звучит примерно так: «Дорожает мясо? Пусть едят холодильники».

Мировой уровень инфляции потребительских цен составляет 4,5% в год и продолжает расти. Смею утверждать, что причиной инфляции потребительских цен стали не шейхи, производители этанола или ритейлеры, а монетарные власти. Милтон Фридман сказал как-то (и с этим согласились даже его злейшие оппоненты), что всегда и везде инфляция – монетарное явление. Рост цен на сырье – следствие роста экономики, профинансированного дешевыми кредитами. Это знакомая история, но не в таких масштабах. На этот раз охвачен весь мир.

В недавнем эмпирическом исследовании, опирающемся на данные ОЭСР, экономисты Ансгар Белке и Ральф Зетцер (Global Liquidity drives House Prices, www.eurointelligence.com) утверждают, что выявили статистическую связь между глобальным излишком ликвидности, ипотечным бумом и инфляцией. Ударение на слове «глобальный». А главный вывод: и стоимость жилья, и потребительские цены определяются глобальными монетарными условиями, вот только меняются они с разной скоростью – сначала реагирует рынок недвижимости, а потом уже, с некоторой задержкой, изменяются потребительские цены. Избыточные средства до сих пор гонятся за ограниченным количеством товаров и активов.

Не все согласны с этим. Вот самые расхожие, хотя и не очень убедительные аргументы. Базовая инфляция под контролем. Невероятно, но это приводится в качестве серьезного довода. Существует экономическая теория, что, мол, инфляция потребительских цен изменяется вслед за базовой. Случись им разойтись, первая вернется к тренду второй. К несчастью, сейчас происходит прямо противоположное. Рост цен на нефть толкает вверх цены на готовые товары, рабочие требуют повышения зарплат, справедливо игнорируя «сдержанную» динамику базовой инфляции.

Еще один аргумент: зачем беспокоиться? Пусть инфляция потихоньку растет. Это только способствует выправлению ситуации. К сожалению, этот аргумент применим только к тем, у кого высок уровень ипотечной задолженности, но никак не к беднякам и людям с фиксированным доходом. Чем беднее человек, тем большую часть своего дохода он тратит на еду и топливо. Инфляция бьет по бедным сильнее, чем по среднему классу. Высокая инфляция – это перераспределение богатства от бедных к среднему классу.

Уверен, что самая большая опасность стабильности мировой экономики кроется не в кредитном кризисе, а в способах его преодоления. Как в США, так и в Европе монетарная политика все меньше согласуется со стабильностью цен. Грозящее социальными взрывами игнорирование интересов бедных слоев – одна из сторон этой политики.

FT, 20.04.2008, Антон Осипов