Компания недели: Сам признался


Верховный суд Бермудских островов начал слушания по иску местного минфина, требующего ликвидировать фонд IPOC и связанные с ним фирмы. О существовании этого бермудского фонда общественность узнала через два года после его основания, в 2002 г. Тогда был создан сотовый оператор «Мегафон», и оказалось, что IPOC владеет 6% его акций (сейчас – 8%). Еще два года спустя объявился и владелец IPOC – им назвался датчанин Джеффри Гальмонд, прежде известный как юрист «Телекоминвеста» (владельца 31,3% «Мегафона»). Раскрыться Гальмонду пришлось по велению арбитражного трибунала при Международной торговой палате в Женеве: арбитры желали знать, чей фонд оспаривает продажу 25,1% «Мегафона» структурам «Альфа-групп». Попутно выяснилось много чего еще: оказалось, что Гальмонд контролирует «Телекоминвест», владеет крупными долями в «Скай линк», МТТ, Связь-банке... Этакий гражданин Корейко, даром что датчанин.

Чем больше IPOC сообщал о себе, тем больше возникало вопросов. А поскольку отвечали на них не только Гальмонд со товарищи, но и другие свидетели (часть их вступила в коммерческие отношения с «Альфа-групп»), информации собралось немало. В 2006 г. Цюрихский арбитраж, разбиравший претензии IPOC на большую часть спорного пакета – 19,4% «Мегафона», пришел к выводу: бенефициар IPOC – не датский юрист, а российский министр связи (со вчерашнего дня – и. о. министра) Леонид Рейман, отрицающий это. Слишком уж много обнаружилось «совпадений» – например, в истории с размыванием доли государственного «Центрального телеграфа» в «ЦТ-мобайл», владевшей заветными 25,1% «Мегафона». Доля была размыта в пользу багамской Transcontinental Mobile Investments, а та должна была достаться IPOC...

Бермудские власти, ревностно заботящиеся о репутации офшорной зоны, взялись за расследование. Совместно с прокуратурой Британских Виргинских островов (у Гальмонда нашлись активы и там) они произвели на свет полмиллиона страниц с аргументами, которые бермудский минфин счел достаточно весомыми, чтобы ликвидировать IPOC.

Исход дела предсказуем: IPOC и сам согласен исчезнуть с лица земли. Самое интересное – кому достанутся контролируемые им 26,4% «Мегафона»? Аналитики оценивают их минимум в $4,75 млрд.