«Нижфарму» тесно

Европейский фармацевтический концерн Stada, купивший в 2005 г. «Нижфарм», выводит российскую компанию на международные рынки сбыта
А.Белоусов

В мае-июне «Нижфарм» начнет пилотные поставки лекарств в Египет, Объединенные Арабские Эмираты (ОАЭ) и Афганистан, а осенью – в Европу, сообщил генеральный директор компании Дмитрий Ефимов. Объемы пробных партий «Нижфарм» не разглашает.

Stada Arzneimittel AG

немецкая фармацевтическая компания. экспортирует продукцию в 39 стран. По данным Reuters, институциональным инвесторам принадлежит 39,32% акций компании, крупнейшим является Morgan Stanley & Co. Int. Ltd. (3,2%), 54% находится у паевых инвестфондов. Консолидированная выручка в 2006 г. – 1,245 млрд евро. pчистая прибыль – 91,8 млн евро.

ОАО «Нижфарм»

производитель фармпрепаратов. Владелец 99, 58% – Stada. Выручка (2007 г.) – 3,29 млрд руб. (данные компании).

Поставки в страны Европы отвечают задачам Stada для снижения доли продукции, произведенной на контрактной основе (сейчас – более 50%), рассказал Ефимов. По его словам, «Нижфарм» первым из российских заводов Stada станет экспортировать продукцию на европейский рынок: в 2007 г. компания получила сертификат соответствия международным стандартам GMP. Продажами займутся представительства Stada. До сих пор компания экспортировала продукцию только в страны СНГ.

«Нижфарм» планирует экспортировать на новые рынки свою традиционную продукцию: свечи, мази и т. п. В Европу планируется поставлять одно-два наименования лекарств, одно из них уже определено – это диклофенак. Номенклатура для Азии и Африки пока обсуждается.

В сегменте своей продукции «Нижфарм» не займет в ближайшие три года более 1–2% европейского рынка и 5–6% азиатско-африканского из-за большой конкуренции, считает замдиректора дистрибуторской компании «Интерфарм» Ирина Кошкина. Первая партия в Европу, по ее мнению, вряд ли превысит 15 000 упаковок, в страны Азии и Африки отправится не более 40 000.

По оценкам представителя ЦМИ «Фармэксперт» Давида Мелик-Гусейнова, объем фармацевтического рынка России в 2007 г. составил $8 млрд, Европы – $130 млрд, азиатские и африканские рынки в несколько раз меньше российского.

«Нижфарм» специализируется на производстве мазей, использующихся в лечении дерматологических болезней, которые пользуются одинаково высоким спросом как в Европе, так и в развивающихся странах, говорит Мелик-Гусейнов.

По данным «Нижфарма», его объем экспорта в 2007 г. вырос до 20,5 млн евро – на 24,8% по сравнению с 2006 г. Это 22,1% от всего объема продаж компании. По данным ЦМИ «Фармэксперт», доля «Нижфарма» в российском экспорте фармацевтической продукции – 14,9%.

Другие российские производители в 2007 г. не наращивали объемы экспорта, утверждают заместитель гендиректора по корпоративным коммуникациям «Фармстандарта» (Москва) Ольга Лещанская и директор по международному бизнесу «Валента фармацевтики» Константин Кольцов. Доля экспортной выручки (из СНГ) в общем объеме «Фармстандарта» не превышает 2%. У «Валента фармацевтики» (Вьетнам, Камбоджа и СНГ) она составила в 2007 г. 25% (около $30 млн). Ежегодно российский рынок лекарств растет на 17–20% в год, поэтому выгоднее расширять географию и объемы поставок лекарств внутри страны, считает Лещанская. По данным Мелик-Гусейнова, ежегодно потребление лекарственных средств в развивающихся странах растет на 15–20%, в странах Западной Европы – на 3–5%.