Пятикопеечный спор мобильных операторов

Антимонопольная служба в очередной раз расследует, нарушил ли нижегородский оператор Tele2 закон «О рекламе»

Штрафы Tele2. Август 2007

Нижегородское УФАС оштрафовало ПССР на 40 000 руб. В радиорекламе «Пять копеек на все мобильные» при длительности разговора более трех секунд за соединение Tele2 взимал плату в размере 0,95 руб., однако не указывал это в рекламе.

Февраль 2008

УФАС оштрафовало ПССР на 40 000 руб. за рекламное сообщение «Тele2 GSM. Всегда дешевле». По заключению антимонопольного ведомства, рекламное сообщение содержало не соответствующие действительности сведения в части утверждения о более низкой стоимости услуг оператора по сравнению с тарифами конкурентов.

ООО «Персональные системы связи в регионе» («Tele-2 Нижний Новгород»)

оператор мобильной связи. Владелец – Tele2. Выручка (2006 г.) – 312,288 млн руб. («СПАРК-Интерфакс»).

Нижегородское управление ФАС возбудило дело в отношении компании «Персональные системы связи в регионе» (ПССР) 5 мая, рассмотрят его 21 мая, сообщила «Ведомостям» замначальника отдела контроля рекламной деятельности управления Ольга Швецова. На ПССР пожаловалась «МТС макрорегион «Поволжье Северо-Запад». Конкурент озаботился рекламой Tele2 «Не давай себя обирать! 5 коп. на все звонки и sms. Тариф «Нокаут». В апреле ПССР разместила эту рекламу в местном эфире «Европы плюс» и на билбордах в Нижнем.

В МТС заметили: рекламодатель умолчал, что для исходящих вызовов продолжительностью три секунды и более стоимость первой секунды увеличивается на 1,1 руб. (это – плата за соединение). А sms за 5 коп. начинаются с третьего сообщения в день, стоимость первых двух – 85 коп. Кроме того, по словам Швецовой, МТС показался «недобросовестным» сам слоган «Не давай себя обирать!». Он позволяет предположить, что другие операторы обирают абонентов, пояснил «Ведомостям» директор юридического департамента «МТС макрорегион «Поволжье Северо-Запад» Сергей Длужинский. А информация о полной стоимости звонка хотя и присутствует в наружной рекламе ПССР, «но мелким шрифтом, трудным для прочтения», говорит Длужинский.

Региональный управляющий директор «Tele2 Нижний Новгород» Игорь Гракович сказал «Ведомостям», что уместить всю исчерпывающую информацию о тарифе на щите или в радиоролике невозможно, поэтому часть ее и была указана мелкими буквами, а также делалась отсылка на сайт компании. А слоган «Не давай себя обирать!», по мнению оператора, не содержит некорректной информации.

Все операторы умалчивают о части информации по тарифам, предпочитая упоминать только те условия, которые выгодны, говорит аналитик ACM-Consulting Антон Погребинский. Непонятно, зачем МТС обращается с жалобой в антимонопольную службу, недоумевает эксперт. Он предсказывает, что абонент, подключившись к тарифу, который в итоге окажется дороже рекламируемого, сам от него откажется.

По данным ACM-Consulting, на конец I квартала в области насчитывалось 4,1 млн абонентов, из которых на долю Tele2 приходится 14%, на МТС – 22%.

Юрист нижегородского представительства «Яковлев & партнеры» Владимир Готлиб не считает, что спорный слоган наносит ущерб доброму имени и репутации МТС, поскольку текст не содержит никаких указаний на других операторов. Также, по мнению Готлиба, нельзя считать нарушением использование мелкого шрифта на рекламном щите: ведь сама информация не отсутствует. Готлиб тоже полагает, что причины жаловаться скорее имеет не конкурент, а потребитель. Только отсылка на сайт в радиоролике может считаться нарушением, за которое компании грозит штраф от 40 000 до 500 000 руб., заключил эксперт.