«Мегафонная» сделка

Алишер Усманов будет контролировать крупнейший пакет акций сотового оператора «Мегафон». Датский адвокат Джеффри Гальмонд продает предпринимателю активы, владельцем которых себя называет
М.Стулов

Сколько Усманов заплатит за «Мегафон», стороны сделки не называют. Весь «Мегафон» содиректор аналитического управления «Уралсиба» Константин Чернышев оценивает в $20 млрд, а старший аналитик Альфа-банка Иван Шувалов – в $25–27 млрд. Значит, 26,4% могли обойтись Усманову в $5,3–7,1 млрд. Представитель одной из сторон сделки признается: цена ближе к нижней границе.

Разбор пакетов. До сделки

«Мегафон» TeliaSonera – 35,6%, «Телекоминвест» – 31,3%, «Альфа-групп» – 25,1%, IPOC – 8%. «Телекоминвест» First National Holding (аффилирован с IPOC) – 58,9%, TeliaSonera – 26,1%, «АФ телеком холдинг» – 15%.

После сделки

«Мегафон» TeliaSonera – 35,6%, «Телекоминвест» – 31,3%, «Альфа-групп» – 25,1%, «АФ телеком холдинг» – 8%. «Телекоминвест» «АФ телеком холдинг» – 73,9%, TeliaSonera – 26,1%.

ОАО «Мегафон»

Сотовая компания. Третий по количеству абонентов (в конце марта – 36,8 млн) оператор мобильной связи в России. Финансовые показатели (2007 г.): выручка – $5,7 млрд; EBITDA – $2,9 млрд; чистая прибыль – $1,4 млрд.

Джеффри Гальмонд подписал соглашение о продаже 8% «Мегафона» и 58,9% «Телекоминвеста» «АФ телеком холдингу» Алишера Усманова. Таким образом, Усманов получит в «Мегафоне» контроль над 39,3%, а эффективную долю увеличит до 31,1% (см. врез).

О сделке «Ведомостям» рассказал источник, близкий к Гальмонду. Представитель «АФ телекома» уточнил: о выкупе активов компания Усманова договорилась еще летом 2007 г., когда приобрела 15% «Телекоминвеста». А 7 мая «АФ телеком» и Гальмонд подписали дополнительные документы, подтверждающие закрытие сделки, говорит он. Полноправным собственником доли в «Мегафоне» компания Усманова станет после ликвидации IPOC – через 3–4 месяца, полагает представитель «АФ телекома».

Гальмонд не подтвердил и не опроверг факт продажи.

Завершение сделки было обусловлено урегулированием всех споров вокруг активов IPOC, говорит представитель «АФ телекома». Споры начались после того, как летом 2003 г. LV Finance Леонида Рожецкина продала 25,1% «Мегафона», которые в конце концов достались «Альфа-групп». IPOC опротестовал эту сделку в судах разных стран: фонд утверждал, что у него были опционы на покупку этих акций. В мае 2006 г. цюрихский арбитраж отказал IPOC в правах на большую часть спорного пакета, указав, что IPOC пытался оплатить эти акции деньгами, полученными в результате отмывания. Арбитры решили, что фонд действовал в интересах «предполагаемого свидетеля № 7», в котором можно было узнать российского министра связи Леонида Реймана (сам он отрицает связь с IPOC).

В августе 2007 г. Гальмонд, Altimo (управляющая телекомактивами «Альфы») и Рожецкин подписали мировое соглашение (в ноябре утверждено верховным судом Бермуд). Оно предусматривало, что все стороны отзовут из судов взаимные претензии, что и было сделано.

Последний вердикт был вынесен 7 мая. Верховный суд Бермудских островов рассмотрел петицию, поданную по поручению местного минфина регистратором IPOC и восьми родственных с ним компаний. Ее содержание не обнародовалось; министр финансов Пола Кокс говорила о намерении «пресечь возможные нарушения наших законов», а из документов суда следовало, что одним из оснований для подачи иска стала информация об участии IPOC в отмывании денег. Бермудский суд удовлетворил требование ликвидировать IPOC и восемь аффилированных компаний, сообщил «Ведомостям» его представитель. «Существует немного успешных примеров борьбы с отмыванием денег. Это дело – один из них», – заявила бермудской The Royal Gazette Кокс.

По информации The Royal Gazette, слушания заняли всего 10 минут, так как представитель ответчиков Марк Дил не возражал против ликвидации. Ответчикам предстоит оплатить $1,6 млн судебных издержек. Изначально минфин настаивал на ликвидации фонда с конфискацией его имущества. Но «никаких серьезных обвинений, которые были бы достаточны для ликвидации [по такой схеме], не выдвинули», утверждает представитель «Телекоминвеста» в совете директоров «Мегафона» Мария Кастрица. Поэтому суд постановил распределить имущество IPOC между его владельцами, говорит партнер Arthur Morris and Company Group Дадли Коттингхэм, которого суд назначил временным управляющим. Представитель минфина не ответил на запрос «Ведомостей».

Претензии на имущество IPOC могли предъявить юристы Рожецкина, но они отказались от требований, утверждает близкий к Гальмонду источник. Представитель Рожецкина не смог это прокомментировать (сам предприниматель исчез в Латвии в середине марта, полиция подозревает убийство). 9 мая окружной суд Нью-Йорка отказал Рожецкину в иске, в котором тот просил взыскать с министра Реймана не менее $500 млн в возмещение финансового и репутационного вреда. По сообщению «Прайм-ТАСС», суд счел претензии безосновательными; это подтвердил представитель Реймана.

Интерес Усманова к «Мегафону» представитель «АФ телекома» объясняет быстрыми темпами роста сектора мобильной связи. В 2007 г. выручка «Мегафона» выросла на 53% (у ближайших конкурентов – «Вымпелкома» и МТС – на 47,3% и 29% соответственно). В будущем «АФ телеком» рассчитывает еще увеличить долю в компании, говорит его представитель.

Это можно сделать, выкупив долю Altimo: ее гендиректор Алексей Резникович в марте признавался The Wall Street Journal, что компания готова продать «Мегафон». Правда, на долю Altimo может претендовать и другой акционер «Мегафона» – шведско-финская TeliaSonera. «Для нас приоритет – контроль, как минимум мы хотим влиять на принимаемые «Мегафоном» решения», – повторил «Ведомостям» представитель TeliaSonera Ула Каллемур. Также для TeliaSonera важно, чтобы акции «Мегафона» стали ликвидными, добавляет Каллемур. Нынешняя смена акционеров может открыть дорогу к IPO «Мегафона», надеется Чернышев.

У Altimo пока нет планов продавать 25,1% «Мегафона», говорит ее старший вице-президент Кирилл Бабаев.