Нефтяной поворот

Владимир Путин, выступая в Госдуме перед избранием его премьером, пообещал снизить налоги на нефтяников. Чиновники уже вовсю обсуждают различные налоговые «бонусы» для сырьевых компаний

У нефтяников запросы больше. «Роснефть» хочет изменить саму методику взимания НДПИ, заменив специфическую ставку (фиксированная сумма с тонны нефти) на адвалорную (процент от стоимости ископаемого). Это позволит учитывать рост тарифов естественных монополий, включая транспортные расходы. Средняя налоговая нагрузка – 60 центов на доллар с добычи нефти, подсчитал Денис Борисов из «Солида», ее можно снизить на 5%. Комбинированное снижение НДПИ, экспортных пошлин и акцизов на светлые нефтепродукты уменьшит нагрузку на 250 млрд руб., говорит управляющий директор Unicredit Aton Стивен Дашевский. Это увеличит капитализацию компаний на $80–90 млрд. По расчетам Борисова, капитализация работающих в России нефтяных компаний без учета «Газпрома» – $340 млрд.

Доходы нефтяников «не маленькие», но «значительная часть этой прибыли» изымается бюджетом, проинформировал депутатов Владимир Путин. «В значительной степени из-за этого растет количество выведенных из оборота низкодебетных скважин. Вяло идет разведка и разработка новых месторождений», – посетовал он, поэтому нужно снижать налоги. Поправки в законодательство «будут внесены правительством в ходе текущей и осенней сессии Госдумы», пообещал Путин.

С 2002 г. себестоимость барреля нефти выросла более чем вдвое (см. иллюстрацию), а выручка после уплаты НДПИ и экспортной пошлины – лишь на 31,6%. Впрочем, сказать, что нефтяники обеднели, нельзя: их доходы растут очень быстро. Приемлемую доходность дают действующие месторождения, объясняет начальник департамента «Лукойла» Андрей Гайдамак, но добыча на них падает. Рост, по его словам, можно обеспечить только за счет новых нефтяных регионов. Но для этого нужно снизить налоговую нагрузку.

Чиновники готовы помочь. «Нагрузка должна снижаться так, чтобы стимулировать разработку новых месторождений и рост добычи, а не просто чтобы дать денег нефтяным компаниям, – заявил «Ведомостям» замминистра экономразвития Станислав Воскресенский. – В Минэкономразвития обсуждаются такие предложения».

Минфин уже согласился поднять с $9 до $15 цену отсечения, не облагаемую НДПИ. Это даст отрасли 104,1 млрд руб. в 2009 г. и 112 млрд в 2010 г. Минфин одобрил и ускоренное уменьшение налогооблагаемой прибыли на расходы по приобретению лицензий на право пользования недрами – не в течение срока лицензии, а за два года.

Но этого недостаточно, говорит чиновник, близкий к администрации президента: нужны «комплексные меры – возможно, затрагивающие акцизы, НДПИ и экспортную пошлину». По его словам, «решения еще нет, но оно должно быть принято на днях, чтобы Дума одобрила поправки в весеннюю сессию».

Уменьшение экспортной пошлины (сейчас $340,1 за тонну, с 1 июня – $398,1) серьезно не обсуждается, говорит чиновник Минфина: конкретных предложений нет, так как ее снижение приведет к росту внутренних цен на нефть. А льготный режим по НДПИ для шельфа – налоговые каникулы или понижающие коэффициенты – Минфин предлагает в основных направлениях налоговой политики. «Обсуждается возможность льготного режима и для других месторождений, добыча на которых сопряжена с повышенными затратами, – говорит директор налогового департамента Минфина Илья Трунин. – Например, для малых месторождений и на Крайнем Севере». Согласен Минфин и дифференцировать с 2009 г. акцизы на нефтепродукты: чем выше экологический класс топлива, тем ниже налог.