Поймать инвестора

Описывая приоритеты своей новой работы, Владимир Путин подробно остановился на финансовом рынке. Он хочет создать в стране мировой финансовый центр и привлечь на рынок массовых инвесторов
Е.Стецко

В четверг индекс РТС – в том числе и на новостях о Путине – вырос на 3,75% до 2284 пунктов. «Газпром» подорожал на 5%, «Роснефть» и «Сургутнефтегаз» – более чем на 6% (см. статью на А1).

Выступая в четверг в Госдуме, Путин говорил о создании в России мирового финансового центра. Для этого, по мнению новоиспеченного премьера, необходимо создать комфортный налоговый режим и «по-настоящему массовый класс инвесторов», проводить больше IPO, оптимизировать существующую инфраструктуру и упорядочить систему госрегулирования на финансовом рынке (цитаты по «Интерфаксу»). Участниками фондового рынка должны быть люди даже со скромными доходами и для этого надо стимулировать появление крупных публичных компаний, отмечает Путин. Премьер удивил всех и знанием нюансов финансового рынка. Например, сказав о том, что нужно формировать правовые основы, регулирующие сделки с производными инструментами. «По всем этим направлениям до конца года должны быть приняты законодательные решения и подготовлен четкий план действий», – заявил премьер-министр.

Путин сформулировал приоритетные направления развития финансового рынка, многие из которых уже были поддержаны профсообществом, говорит руководитель ФСФР Владимир Миловидов. По его словам, служба намерена в рамках разработки стратегии развития финансового рынка до 2020 г. поставить эти приоритеты во главу угла.

«Слышать от Путина слова «фьючерс» и «опцион» – приятная неожиданность», – признается исполнительный директор «Олмы» Андрей Белинский. По его мнению, в первую очередь надо решить проблемы налогообложения срочных сделок, которые сдерживают дальнейшее развитие этого рынка в нашей стране.

Проблем, которые отравляют жизнь инвесторам и вряд ли совместимы со званием финансового центра, хватает. Вот лишь пара примеров.

Уже больше года назад прошло размещение Сбербанка, в ходе которого, по оценке на тот момент первого зампреда Сбербанка Аллы Алешкиной, инвесторы могли бы подать заявок на лишних $5–7 млрд. Все дело в том, что крупнейший российский банк решил проводить размещение без выпуска GDR по российским законам. На Западе, поясняла она, регулятор следит прежде всего за эмитентом, а в России – за инвестором, который должен доказать свою финансовую состоятельность по российским бюрократическим правилам, да еще и на русском языке. Процедура размещения банковских акций с тех пор почти не изменилась.

Когда начал обсуждаться закон о борьбе с инсайдом на фондовом рынке, могут вспомнить только старожилы. Зато подозрительные истории с ценами российских акций случаются постоянно. Так, 31 марта, через пару дней после того, как ВТБ направил оферту в ФСФР на покупку акций банка «ВТБ Северо-Запад», акции последнего взлетели на 16,6% до 44,5 руб. Через две недели (в момент публичного оглашения цены) выяснилось, что рынок цену оферты угадал с точностью до 1%. «К сожалению, система организации оферты крайне неэффективна с точки зрения действующего законодательства, – признался президент ВТБ Андрей Костин в интервью «Ведомостям». – Она подается на согласование в ФСФР за две недели, контролировать утечку информации за рамки узкого круга людей становится сложно».