Цитата недели


«Подписывайте кредитный договор, только если вы точно представляете, какие платежи и когда необходимо произвести, и вы убеждены, что сможете это сделать».

Из памятки Банка России для заемщиков

Советовать в России любят многие. Но это на бытовом уровне. Официальные же рекомендации государственных деятелей простым гражданам, да еще по теме персональных финансов, услышать можно не часто. В последнее время они сводились лишь к тому, что сбережения лучше хранить в национальной валюте (рубль укрепляется к большинству валют) и в виде вкладов, а не под подушкой.

Многие тем временем обжигались на кредитах. За их доступность пришлось расплачиваться ставками, порою приближавшимися к трехзначным. Для кого-то они оказались непосильными, для кого-то обидными, а кто-то и вовсе стал жертвой мошенников, оформив чужой кредит на свое имя. Это спровоцировало жалобы граждан во всевозможные инстанции.

Власти выработали рецепт: банки должны раскрывать реальную стоимость кредитов, не маскируя ее комиссиями и прочими сборами, а гражданам следует письменно подтверждать, что они ознакомлены со всеми условиями. Но пока не срабатывает, убедились руководители ЦБ, лично посетив отделы кредитования в торговых сетях. И дело не только в банках, прибегающих к различным маркетинговым уловкам. Многих заемщиков вопрос стоимости кредитов и вовсе не волнует – они по крайней мере его даже не поднимают. Воззвать к сознательности заемщиков решил ЦБ. И подготовил памятку, где описал, о чем стоит подумать перед обращением за кредитом, из чего складываются условия кредитования, как знакомиться с документами и что означает подпись на кредитном договоре.

Две странички текста, конечно же, не образумят миллионы потенциальных заемщиков. Однако кто-то, ознакомившись с ними, лишний раз подумает. А сами банки, возможно, предпочтут большую откровенность. Регулятор показал, что не просто обеспокоен ситуацией на кредитном рынке, но и готов вмешиваться в происходящее. Теперь ему стоит задуматься о следующих шагах, если словесных интервенций окажется недостаточно. Впредь оставаться безучастным он уже не сможет.