Новинки книжных развалов


Против течения. Как открыть свой бизнес и обеспечить будущее.

Тим Уотерстоун

Москва, Вершина, 2008. 208 с.

«Я возобновил практику ежечасных звонков», – пишет уволенный из крупной компании Тим Уотерстоун. Но месяцами он звонил не в кадровые агентства и не потенциальным работодателям. Он звонил банкирам, втянутым в «систему кредитования малого бизнеса», лишь для того, чтобы создать лучший в мире книжный магазин.

Какую цену за успех пришлось заплатить главному герою, узнает каждый читатель этой чудесной, но немного чопорной по-британски книги. «Банкиры из Сити (я помню имя каждого из них, поскольку встречался с ними лично, чтобы найти средства) воспринимали меня с плохо скрываемым презрением, – пишет он. – Они изрекали, что скоро в небытие уйдут не только книги, но и газеты». Однажды он примчался к одному из молодых менеджеров банка Barclay, и тот «сказал, что все это очень интересно, и попросил оставить ему копию бизнес-плана». Позднее Уотерстоун узнал, что вечером «того же дня он проиллюстрировал на его примере коллегам по семинару банковских служащих тезис о том, каким компаниям нельзя давать кредиты ни при каких условиях». И лишь в банке NatWest ему повезло. Но не сразу, а после того, как менеджер банка «сказал мне, что я или гений, или сумасшедший, но по большому счету ему это все равно, поскольку он со следующей недели уходит на пенсию», пишет автор, и далее следует развязка: «С этими словами он подписал решение о выделении кредита».

Такие зарисовки с натуры встречаются в книге постоянно вместе со схожими историями о современных предпринимателях. И все же сюжет вертится вокруг детища героя – книжной сети. На полках первого магазина Waterstone’s, открытого 25 лет назад, стоял «набор литературы такой тематики и глубины, что, говоря языком инвестиционных банкиров, квадратный фут его площади был насыщен товаром вдвое больше, чем в любом британском книжном магазине того времени». Посетителей встречали знатоки книг, ведь сотрудники «отбирались только из числа выпускников факультетов изящных искусств, и при этом от кандидатов требовалось уверенное знание литературы».

Возможно, именно в сотрудниках кроется главный секрет Уотерстоуна: «Помните, что единственная бизнес-модель, которая даст вам возможность добиться успеха, основана на уважении к человеческой свободе и вознаграждении тех усилий, которые люди посвящают работе на вас».

Возможно, кто-то не согласится с некоторыми его выводами, например с тем, что «женщины превосходят мужчин во всех отношениях». «Нанимайте на работу больше женщин на самые разные должности», – пишет Уотерстоун. Если «вам удастся поразить их воображение и убедить их, они отплатят вам совершенно невероятным уровнем личной лояльности». А может быть, кто-нибудь из читателей этой книги после расставания с крупной компанией тоже решит не тратить время на кадровые агентства и работодателей.