Новый срок Кашагана

Иностранные акционеры консорциума Agip KCO предлагают перенести старт промышленной добычи на Кашагане на 2–3 года

В мире только две трети проектов осуществляется вовремя, остальные сдвигаются на год и более, говорит Максим Шеин из «Брокеркредитсервиса». Причинами отсрочки реализации проекта на Кашагане могут быть непредвиденные затраты, запаздывание инфраструктуры, разногласия между акционерами. Откладывать проект бесконечно невозможно, не исключено, что в случае новых задержек участники консорциума начнут продавать свои доли, предупреждает Шеин.

Кашаган

Нефтяное месторождение в Каспийском море, разрабатывается на условиях СРП с 1997 г.. Ресурсы – около 4,8 млрд т. Оператор – Agip KCO (100% – у Eni). Инвесторы – Eni, ExxonMobil, Total, Shell (по 18,52%), ConocoPhillips (9,26%), Inpex и «Казмунайгаз» (по 8,33%).

О планах иностранных участников консорциума сообщил «Интерфакс» со ссылкой на министра энергетики и минеральных ресурсов Казахстана Сауата Мынбаева. «У них [иностранных участников] разные сценарии – на 2012 или 2013 г.», – заявил Мынбаев. Первоначально планировалось, что промышленная добыча на месторождении начнется в 2008 г., но в августе 2008 г. Eni объявила, что из-за сложных условий разработки добыча начнется лишь в 2010 г., а смета проекта может вырасти с $57 млрд до $136 млрд. Это спровоцировало конфликт: Казахстан обвинил Eni в ущербе почти на $10 млрд и пригрозил, что оператор проекта может поменяться.

В декабре 2007 г. стороны урегулировали конфликт. Консорциум инвесторов договорился заплатить Казахстану $2,5–4,5 млрд в качестве компенсации за задержку в разработке месторождения. Стоимость компенсации будет зависеть от цены на нефть – $2,5 млрд при $55 за баррель и до $4,5 млрд при $85 за баррель. Западные компании согласились продать пропорционально часть своих долей «Казмунайгазу», доля которого в консорциуме увеличится в 2 раза до 16,8%. Операционный контроль на проекте сохранится за Eni. Представитель Eni от комментариев отказался. Получить комментарии «Казмунайгаза» и казахских чиновников не удалось.