Дело будущего

Официальную программу нынешнего чемпионата по кино в Каннах, безусловно, можно счесть кризисной. Но одновременно – непредсказуемой и интригующей
Reuters

С одной стороны, фестиваль покажет новые работы своих фирменных режиссеров – их даже иногда именуют «каннской номенклатурой». В конкурсе фильмы Иствуда, Вендерса, Эгояна, братьев Дарденн, Содерберга (два биопика о Че Геваре общей протяженностью четыре с половиной часа), Нури Бильге Джейлана. Вне конкурса – Вуди Аллена, Кустурицы, Абеля Феррары, Вонга Кар-вая и др. Когда основная часть программы была обнародована (см. «Ведомости» от 24.04.2008), некоторые в мире даже написали, что Канны тасуют одну и ту же колоду. Претензия странная. Все равно что, анализируя состав очередной лиги чемпионов по футболу, с возмущением воскликнуть: опять те же клубы! «Манчестер», «Челси», «Барса» – сколько можно?!

С другой стороны, в Каннах, сориентированных на моделирование кинематографа будущего, явно озабочены тем, что по-настоящему громких имен в 2000-е открыть не удалось. Прошлогодний триумфатор румын Кристиан Мунджиу – редкое исключение. Неофициальным режиссером № 1 в мире и Каннах остается Ларс фон Триер. Поэтому Канны особенно настырно ищут новые имена, тенденции, откровения, и в конкурсной программе много неожиданных картин – филиппинская, сингапурская, венгерская, две итальянских (Италия давно не порождала киносенсаций). Интересно, кстати, какой окажется дебютная работа сценариста Чарли Кауфмана «Синекдоха, Нью-Йорк»? Может, именно Кауфман, сочинивший «Быть Джоном Малковичем» и пр. модное, станет для новейшего кино Тарантино, Триером и Кустурицей в одном лице?

В ситуации поиска откровений простительна легкая слабость Канн, упорно продолжающих внедрять веру в то, что свежим киновоздухом повеет из Латинской Америки. Фестивальным иллюзиям по поводу нее уже лет десять. Оттуда, конечно, веет, но не чаще, чем из других регионов. Тем не менее в программе сразу два аргентинских фильма и два бразильских, сделанных свежепризнанными мэтрами Вальтером Саллешем и Фернанду Мейреллешем (его «Слепота», которой и откроют фестиваль, впрочем, англо-японоязычная – с Джулианной Мур, Марком Руффало, Денни Гловером). Кстати, оба еще не имели каннских наград, так что победа любого из них будет признана актуальной.

Мы писали в номере от 24.04.2008, что, судя по отсутствию нашей картины в конкурсе, на «новую волну» из России Канны не рассчитывают. Но тогда программа была известна не полностью. Теперь же понятно, что наши позиции в Каннах-2008 не столь плохи. Впервые в истории картины из РФ есть во всех параллельных программах. В «Особом взгляде» – «Тюльпан» Сергея Дворцевого (американская Variety сочла его немецким фильмом, но у него наши сопродюсеры), в «Двухнедельнике режиссеров» – «Шультес» Бакура Бакурадзе, в «Неделе критики» – «Все умрут, а я останусь» Валерии Гай-Германики, в конкурсе студенческих работ Cinefondation – «Гата» Дианы Мкртчян.

Причем все это – дебюты. То есть Канны приглядываются именно к новейшему поколению наших режиссеров – тем самым потенциальным режиссерам завтрашнего дня. Канны