Глобалист: Кабинет расходов


Состав и структура нового правительства Владимира Путина – лучшее доказательство того, что в ближайшее время основные усилия властей будут направлены не на решение каких-то масштабных прорывных задач (вроде построения «экономики инновационного типа» или достижения всеобщего счастья к 2020 г.), а на банальное удержание позиций. Большинство фигур в новом правительстве – лица примелькавшиеся. Правительство покинули лишь наиболее одиозные личности – Устинов, Рейман, Соколов. Несколько новых лиц заняли относительно незначимые посты. Ряд чиновников переехали со Старой площади в Белый дом – и наоборот. Вот и все перемены.

Ожидавшие признаков новых веяний в социально-экономической политике страны разочарованы – вести к счастливому 2020 году нас пока будут все те же люди, что управляли страной последние восемь лет. Их послужной список известен, результаты деятельности – тоже. Полагать, что они способны привнести в деятельность исполнительной власти некие свежие нотки, наивно.

К тому же кабинет полностью вернулся к византийской структуре, существовавшей до реформы 2004 г. Министерствам возвращены почти все полномочия, в правительстве будет два первых вице-премьера – поди разбери, кто из них главный, Шувалов или Зубков. Скорее всего, для чиновничьей братии выяснение этого вопроса будет поважнее тонкостей социально-экономической политики, которая отойдет на второй план. Не вовремя, надо сказать.

Кстати, из семи вице-премьеров четыре – в чистом виде «неэкономические» (Зубков, Иванов, Сечин, Собянин), Жукова и Шувалова к «экономическим» можно отнести с натяжкой. Экономика явно не в приоритетах нового кабинета. Значит, экономическим ведомствам стоит ждать вала лоббистских руководящих указаний от целой когорты влиятельных вице-премьеров по поводу того, как расходовать бюджетные средства, как распоряжаться государственным имуществом, какие внешнеторговые барьеры вводить. Явное снижение веса экономического блока в новом кабинете не к добру в условиях непростой экономической обстановки.

Если бы власть всерьез раздумывала о переходе к новому типу экономической политики, необходимому для заявленного Путиным построения к 2020 г. «чего-то похожего на коммунизм», то по крайней мере попыталась бы придать новому кабинету министров некую свежую динамику, новое качество, преодолеть синдром «кадрового инцеста», бесконечной ротации с места на место одних и тех же чиновников.

Но вместо правительства надежд мы получили правительство статус-кво. Власть, похоже, отлично понимает, что ни в какое светлое будущее страну всерьез не ведет и не собирается. Ее главная задача сегодня – сохранять свои позиции сколь возможно долго. Ну а для решения этой задачи, безусловно, лучше всего подходят именно те чиновники, которые вошли в состав нового кабинета Путина. Печально.