Джеймс Широ: «Мы потеряли всего $136 млн», - Джеймс Широ, генеральный директор компании Zurich Financial Services

Цель Джеймса Широ – вывести Zurich в мировые лидеры по собираемой страховой премии. В том числе за счет сделок в России
А. Астахова

В последние годы иностранные страховые и финансовые организации все чаще покупают доли в российских банках и страховых компаниях. Всего за прошлый год на российском страховом рынке были заключены три крупные сделки по продаже активов иностранцам. Axa (Франция) объявила о покупке у братьев Саркисовых 36,7% акций «РЕСО-гарантии» за 810 млн евро. Вся «РЕСО-гарантия» была оценена в $3,1 млрд. Allianz (Германия), выкупивший 49% «Росно» у АФК «Система» за $750 млн, оценил компанию целиком в $1,5 млрд. Zurich (Швейцария) приобрела 66% «Насты» у Михаила Николаева за $260 млн, оценив страховщика в $400 млн.

1967

пришел на работу в Price Waterhouse

1995

президент и гендиректор Price Waterhouse

1998

возглавил объединенную компанию PricewaterhouseCoopers

2002

назначен гендиректором Zurich Financial Services

186%

на столько до $43 млрд выросла капитализация компании Zurich под руководством Джеймса Широ

Zurich Financial Services

страховой бизнес. выручка (подписанная страховая премия) (2007 г.) – $47,5 млрд. чистая прибыль – $5,7 млрд. акционеры – частные лица (19%), инвестиционные и пенсионные фонды (7%), другие юрлица (74%). Крупнейшие из них – j.p. Morgan chase (0,94%) и barclays (4,25%). капитализация (на 13 мая 2008 г.) – $43 млрд. Zurich Financial Services по данным Forbes на начало апреля, шестая по выручке и 12-я по величине активов страховая группа в мире. В компаниях Zurich более чем в 170 странах мира трудятся 60 000 человек.

У Джеймса Широ идеальная голливудская улыбка. Она не сходит с его лица даже тогда, когда финансист говорит о потерях, которые Zurich Financial Services понесла из-за глобального финансового кризиса. Еще бы не радоваться: по сравнению с миллиардными убытками от урагана «Катрина» Zurich списала «копейки» – всего $136 млн. О том, какие вещи лучше держать в секрете от жены и почему группа не меняет российского менеджера местной «дочки», Широ поведал в интервью «Ведомостям».

– В прошлом году Zurich приобрела у Михаила Николаева 66% страховой компании «Наста» (нынешнее название – «Цюрих. Ритейл». – «Ведомости») и получила опцион на увеличение доли до 100% до 2010 г. От каких показателей зависит стоимость оставшихся 34% компании? К какому сроку каких показателей она должна достичь?

– Есть соглашение, детали которого стороны договорились не разглашать. Могу лишь сказать, что мы должны обеспечить акционерам запланированный уровень возврата инвестиций – 16%.

– С какими еще компаниями Zurich вела переговоры до того, как решила купить «Насту»?

– Послушайте, я же жене не говорю, с какими девушками встречался до нее! (Смеется.) Нет, об этом мы говорить тоже не будем. Могу назвать одну из причин, по которым мы выбрали именно «Насту»: Zurich не просто приобрела контроль над компанией, важно, что нам удалось сохранить российский менеджмент, который успешно управлял компанией в последние годы и участвовал в организации сделки.

– Тогда поговорим о развитии бизнеса Zurich в России. Будет ли группа объединять две местные компании – «Цюрих» и «Цюрих. Ритейл», или они будут работать отдельно друг от друга?

– Думаю, вопрос объединения для нас не столь принципиален, в том числе потому, что между компаниями нет никакой конкуренции. Сейчас мы развиваем обе платформы – розничную и корпоративную. Мы усилили команду «Цюрих. Ритейл», повысили бюджетный контроль и контроль за управлением филиалами, а также требования к отчетности.

– Что изменилось в стратегии компании после прихода Zurich?

– Принципиально ничего, ведь стратегические задачи остались прежними – лучшие страховые решения для клиентов плюс создание дополнительной стоимости для акционеров.

– В чем, на ваш взгляд, особенности России как рынка?

– За последние годы заметно увеличилось благосостояние людей, поэтому наша задача – разработать продукты, которые защитят инвестиции наших клиентов. Сейчас Россия – один из крупнейших рынков продаж автомобилей в мире, следовательно, растет и рынок автострахования. Знаю, что есть проблемы с убыточностью кредитного страхования в России, но в этом и заключается искусство страховщика – находить прибыльных клиентов.

– Будет ли Zurich развивать в России бизнес по страхованию жизни?

– Пока общее страхование в России развито лучше, чем страхование жизни, и нам важно сосредоточить свои усилия и внимание на том, что уже имеем.

– В чем отличие и преимущества Zurich от других международных страховых групп, пришедших в Россию?

– Мы все – и иностранцы в России, и отечественные компании – делаем одно общее дело, работаем на благо клиентов и улучшаем страховую культуру россиян, люди все больше доверяют страховым компаниям. Мы видим все больше банковских операций, активно развивается рынок кредитных карт, про автовладельцев, которым нужна страховка, я уже говорил. Нам нужно сосредоточиться на ценностном предложении для этих клиентов.

– Но почему потребитель должен выбрать именно Zurich из большого числа компаний? Как обратить клиента лицом к себе?

– Первое, что приходит в голову, – это сила бренда Zurich. Я вижу, что компания развивается, используя международную практику, опыт и процедуры. Zurich – не пассивный инвестор. Мы с [гендиректором компании «Цюрих. Ритейл»] Гарри Делбой как раз обсуждали это – как нам в России обеспечить должное качество услуг при том, что Zurich еще не полностью получила контроль над «Цюрих. Ритейл». И Гарри предстоит серьезно поработать над внедрением практик Zurich в России, в основе этого лежит обучение и развитие персонала по международным стандартам во всех областях.

Основная характеристика компании в страховом бизнесе – качество услуг, ведь предложение можно копировать, поэтому надо улучшать уровень сервиса. Наша цель – стать как можно более клиентоориентированной компанией, и вы это можете увидеть в офисе: людям в нем рады, их ценят, их быстро обслуживают.

– Как вы считаете, руководить российской компанией должен местный специалист или это не важно?

– Американцу, который руководит швейцарской компанией, трудно ответить на этот вопрос. (Смеется.) Думаю, все здесь зависит от человека, от его личных качеств. Лучшие люди должны работать на своем месте, они должны четко понимать стратегию и цели, к которым движется компания. На мой взгляд, у Гарри все это есть.

– Во многих странах мира Zurich занимает лидирующие позиции в различных сегментах страхового рынка. Каким вам видится место вашей группы в России? Планирует ли Zurich дополнительные приобретения?

– У нас агрессивные и амбициозные цели по развитию бизнеса здесь, Zurich продолжает рассматривать возможности покупки местных игроков. Я хочу, чтобы наша компания входила в первую пятерку страховщиков по собираемой премии, но задача роста ради самого роста не стоит. Мы должны быть прибыльными – этого прежде всего требуют акционеры Zurich. Бренд группы должен привлечь на работу к нам лучших сотрудников, я уверен, что люди будут гордиться компанией, в которой они работают. Мы создаем серьезную платформу для успешного развития в России.

– Вы раньше бывали в России? Какие впечатления?

– Я не впервые в вашей стране, тем не менее это очень волнующая и интересная поездка, поскольку Россия – важнейший рынок для Zurich, у него огромный потенциал. Посмотрите, какое масштабное строительство развернулось в Москве! Правда, меня не очень радуют пробки на дорогах, хотя для страховщиков чем больше машин, тем лучше. (Смеется.)

Меня вдохновляют прогресс и успехи, которых мы достигли после сделки с «Настой». Хорошее впечатление на меня произвел и уровень сотрудников, которые работают в наших российских компаниях. Я познакомился с людьми из региональных филиалов и увидел, что им интересна их работа. В то же время мне хотелось бы, чтобы в коллектив Zurich в России вливалось как можно больше молодых людей, мы должны быть творческой и креативной компанией.

– Что-то у нас вас успело удивить?

– В глазах русских людей я вижу гордость, люди наслаждаются успехом, но не только с материальной точки зрения, они гордятся своей культурой, историей, своим наследием. Я вижу, что россияне становятся более открытыми. Это радует меня.

– Zurich присутствует более чем в 170 странах мира. Есть стратегически важные для группы регионы, в которые вам хотелось бы прийти?

– В Индии наши позиции не очень сильны, например. Но когда берешься за какое-то дело, надо заниматься им серьезно, а не просто расставлять флажки на карте. Поэтому когда приезжаешь в страну, чтобы делать там бизнес, нужно быть уверенным, что это действительно необходимо. Россия в этом смысле – показательный пример.

Недавно мы приобрели компанию в Турции, планируем развивать бизнес Zurich там. Это очень интересный и активно развивающийся рынок.

– Общие потери страховых компаний от финансового кризиса приблизились к сумме убытков от урагана «Катрина» – человеческая глупость оказалась разрушительнее стихии. Насколько Zurich пострадала от кредитного кризиса?

– Люди покупают страховку, чтобы защитить свою собственность и стиль жизни, и это заставляет нас мудро инвестировать страховые резервы, чтобы сохранить деньги. Мы не трейдеры на рынке акций, у Zurich очень консервативный подход к инвестициям, и это помогло нам избежать серьезных потерь в результате кризиса. Счет списанных убытков у банков и страховщиков идет на сотни миллиардов долларов, в то время как убытки, понесенные Zurich в 2007 г., в целом составили всего $136 млн. А в результате урагана «Катрина» в 2005 г. – около $3 млрд. Я рад, что эти проблемы не отвлекают меня от инвестиционных приоритетов. Конечно, очень помог опыт финансового кризиса, который наша группа пережила в 2001–2002 гг.

Плата за входной билет